taza-kaz

Аутизм простыми словами


23.04.2025

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет.

Простыми словами аутизм - это особое состояние человека, когда нет желания общаться с кем-то.

Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих.

 

За красивым термином «особенный ребенок» скрывается большая личностная трагедия самого больного и титаническая борьба родителей с заболеванием в порыве помочь своему ребенку. Для них всех очередной день – это сражение за свое место в социуме, чтобы дитя стало его полноценным членом. Временные периоды апатии в понимании того, что малыш никогда не будет полностью здоров, сменяются новым воодушевлением – с этим диагнозом можно жить! И можно поддерживать неплохой уровень жизни, если проходить современное профильное лечение аутизма у детей. Это главный совет для родителей, который сэкономит время и даст желаемый результат.

Что же необходимо знать

о данном заболевании?

Аутизм в 3 раза чаще диагностируется у мальчиков. Причины расстройств аутистического спектра (РАС) не до конца изучены, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с аутизмом повышается с возрастом родителей, особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности).

Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

С середины 90-х годов существовали опасения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС. Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска - братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей. По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС.

Внешность и поведение аутичных детей может иметь следующие особенности:

1. Легкий тремор рук, ходьба на носочках и прочие незначительные расстройства координации движений.

2. Отстраненный взгляд, в котором не «читается» осмысленность.

3. Незаинтересованность в происходящих вокруг событиях.

4. Отсутствие увлечений, характерных для нормально развивающихся детей.

5. Избегание прямого взгляда в глаза, непонимание невербальных форм общения, таких как жесты и мимика.

6. Постоянная пассивность или, наоборот, активность.

7. Истерики «на пустом месте», капризы, регулярное стремление привлечь внимание.

8. Отсутствие инстинкта подражания, благодаря которому ребенок перенимает опыт у взрослых.

9. Нежелание общаться и играть с ровесниками.

10. Увлечение однообразными играми, привязанность к одной определенной игрушке, использование бытовых предметов в качестве лучших для себя игрушек.

11. Стремление к стереотипному поведению, перфекционизм. Например, сортировка различных предметов по какому-то одному признаку: цвету, размеру.

12. Следование четкому плану каких-либо действий или распорядку дня.

13. Навязчивое повторение одних и тех же слов, выражений.

14. Расстройство «Я» идентификации – говорение о себе в третьем или втором лице.

15. Ребенок не идентифицирует свое имя со своей личностью, не откликается на него.

16. Наличие различных фобий: страх громких звуков, яркого света, шумных компаний, новых мест, смены распорядка дня и т.д.

Что не умеет

ребенок аутист?

- Кататься на велосипеде.

- Свободно говорить с собеседником.

- Чувствовать то, что чувствует среднестатистический ребенок.

- Понимать свои эмоции.

- Проявлять интерес к вещам вокруг.

- Следить за координацией тела.

- Планировать свой день.

- Приспосабливаться к обычным жизненным изменениям.

- Строить сложные предложения.

- Выражать свои чувства в полной мере вербально и невербально.

- Контролировать свое поведение.

- Завязывать шнурки, а иногда – и застегивать молнию на куртке.

- Справляться со стрессом.

- Знакомиться, поддерживать на протяжении долгого времени дружеские отношения.

- Мыслить критично и абстрактно.

- Быть открытым к новым жизненным вызовам.

- Самостоятельно справляться со стереотипными движениями конечностей или головы.

- Подавлять внутреннюю агрессию.

- Понимать инструкции.

- Откликаться на собственное имя.

- Учиться в обычной школе (дети с тяжкими стадиями аутизма).

- Играть обычными детскими игрушками.

- Чистить зубы, принимать душ, пользоваться туалетом (в некоторых случаях).

- Запоминать новую информацию.

- Любить своих родителей и других членов семьи.

- Понимать скрытый смысл в прочитанном или услышанном.

- Понимать невербальную речь: мимику, жесты, интонацию.

- Концентрировать внимание.

- Различать опасные ситуации и занятия.

- Воспринимать окружающий мир так, как это принято.

Данные симптомы аутизма начинают проявляться в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

К каким врачам

 обращаться?

Заподозрить аутизм может врач-педиатр. Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский, а затем взрослый психиатр, невропатолог, психолог.

Непосредственного лечения РАС на сегодняшний день не существует. Назначаемые лекарства, например, из группы антидепрессантов, могут помочь в решении различных неспецифических проблем - нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер. Они включают образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС. Чем раньше начато оказание помощи, тем лучше прогноз развития ребенка.

Осложнения заболевания

При аутизме возможны различные повреждения, наносимые пациентом самому себе и окружающим. Из-за нарушения когнитивных функций, речи, сложностей во взаимодействии с окружающими пациенты с РАС в большинстве случаев не могут жить самостоятельно, учиться и работать.

В связи с высоким болевым порогом, особенностями поведения у страдающих РАС затруднены диагностика и лечение других заболеваний. Специфических мер профилактики РАС на данный момент не существует. Однако ранняя диагностика является необходимым условием организации ранней комплексной помощи ребенку.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?