- События
- Рубрики
- С юбилеем, "районка"!
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Референдум
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
Правильное питание – здоровое питание
07.02.2024
Питание является обязательным условием существования человека. Продолжительное голодание несовместимо с жизнью, а неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.
Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов и взрослые, а дети особенно, даже не задумываются о пользе тех или иных вкусностей, об их влиянии на здоровье.
Так уж сложилась, что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены употреблять. Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям.
Проблема сегодняшнего дня - дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня.
Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем претворение этого знания в жизнь.
Основные принципы организации рационального питания детей:
1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Учет индивидуальных особенностей детей.
Дети с десяти до семнадцати
Организация питания подростков, школьников с 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- происходит интенсивный рост всего организма;
- развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка;
- на фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу;
- возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всех возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психоэмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться, независимо от присмотра взрослых.
Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
При составлении рациона для школьников с 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
Среднесуточные нормы
физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.
Сколько должен съедать один школьник в день?
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.
В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников
при обучении в первую и вторую смены
Первая смена:
7.30 - 8.00 - Завтрак дома
10.00 - 11.00 - Горячий завтрак в школе
12.00 - 13.00 - Обед дома или в школе
19.00 - 19.30 - Ужин дома
Вторая смена:
8.00 - 8.30 - Завтрак дома
12.30 - 13.00 - Обед дома (перед уходом в школу)
16.00 - 16.30 - Горячее питание в школе
19.30 - 20.00 - Ужин дома
Медико-биологические требования
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.
(Окончание следует).
Бухар-Жырауское районное управление
санитарно-эпидемиологического контроля