
События
Рубрики
С юбилеем, "районка"!
Президентские реформы в действии
Год ребёнка
Елбасы
Перепись населения
30 лет независимости Казахстана
COVID
За строкой послания
В акимате района
Казахстанцы на пути к успеху
Патриотическое воспитание
Государственный язык – мой язык
Государственные услуги
Воспитание законом
Работают ИПГ
Дела ветеранские
Человек труда
Будьте здоровы
К сведению населения
Из жизни школы
Вести из села
АПК и бизнес
Рухани жаңғыру
Никто не забыт - ничто не забыто
Biz birgemiz
Официально
Развитие предпринимательства
ВЫБОРЫ
Религия
Борьба с коррупцией
Референдум
Новости района
Истории успеха
- Ещё
«Пять родов хлеба» в Жетысу
22.08.2020
Нынешний год проходит под знаком 555-летия Казахского ханства, первая ставка которого была основана в Алматинском регионе – благодатном крае семи рек.
Гурван Алимату
«Сокровенная летопись монголов» XIII века донесла до нас любопытные сведения о том, что Чингисхан дважды неудачно пытался взять Алматы и затем в течение 10 лет безуспешно воевал с найманами. Лишь с третьей попытки ему удалось завоевать город, и только после этого он направил свое войско в сторону Отрара.
Здесь следует напомнить, что в домонгольскую эпоху, в ІХ веке, Алматы являлся крупным центром торговли и столицей государства киданей, а впоследствии – найманов. Китайский путешественник и летописец Елюй Чу-цай, сопровождавший Чингисхана в его походе на запад, писал, что Алмалыку (Алматы) были подчинены 8–9 других городов. По его свидетельству, в Илийской долине «возделывали все пять родов хлеба», что указывает на значительное развитие земледельческой культуры и применение искусственного орошения.
Директор Республиканского центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р. Сулейменова, член-корреспондент Национальной академии наук РК, профессор Меруерт Абусеитова подчеркнула, что свидетельства по средневековой истории Алматы и Алматинского региона содержатся в сочинениях на арабском, персидском, тюркском языках эпохи средневековья и позже, а также в записках русских и западноевропейских путешественников. Сведения об Алматы можно также найти в монгольских, маньчжурских и китайских источниках. Об этом есть интересное свидетельство в «Записках о киргизах» Чокана Валиханова.
В 1856–1858 годах он произвел сопоставительный анализ географических названий местностей Тарбагатая и Тянь-Шаня на ойратском, китайском и древнетюркском языках с названиями, указанными на карте члена Российского географического общества Якова Ханыкова. Наряду с Иссык-Кулем, Кара су, Тургенем, Талгаром и другими названиями в этом длинном списке упоминается Гурван Алимату.
Такое название Алматы зафиксировано как раз в ойратско-монгольских источниках и переводится как «Три Алматы». По словам Меруерт Абусеитовой, есть основание полагать, что название произошло от трех речек – Большая, Малая Алматинка и Есентай.
– О древности города Алматы можно судить и по тому факту, что в его названии сохранилось характерное для древних тюрко-монгольских языков окончание «-ты», обозначающее множественное число, – продолжила Меруерт Хуатовна. – В современном языке, согласно грамматическим правилам, применяется «-лы». Следовательно, если именовать Алматы на современный лад, название должно звучать как Алмалы. Тем менее окончание «-ты» закрепилось.
Призыв к свободе
Профессор Абусеитова напомнила, что после распада Улуса Джучи – колыбели государственности многих народов Евразии, в том числе казахов, – в начальный период территория Казахского ханства была в 3–4 раза обширнее, чем предполагалось ранее. На востоке она охватывала гряды Заилийского Алатау. Следовательно, в состав государства казахов входили земли современного Алматинского региона.
После монгольского нашествия итальянский францисканец Плано Карпини, первым из европейцев побывавший в Монгольской империи, в том числе в Южном и Юго-Восточном Казахстане, писал, что видел разрушенные города и селения. Понятно, что вместе с исчезнувшими городами исчезли культура и другие достижения цивилизации той эпохи.
– Вопрос зарождения государственности казахов невозможно решить без изучения истории Улуса Джучи, или Золотой Орды, и государственных образований, возникших на ее развалинах, – считает Меруерт Хуатовна. – Начнем с того, что во второй половине XV века хан Абулхаир (потомок среднего сына Джучи) потерпел поражение в войне с ойратами в 1457 году. Подчиненные ему султаны Керей и Жанибек (потомки старшего сына Джучи), воспользовавшись ситуацией, откочевали от Абулхаира в Могулистан.
Откочевка, по сути, стала протестом против политики Абулхаира, его непомерных налогов, междоусобиц и войн, которые вел хан. Султанам удалось объединить вокруг себя многих джучидов из зависимых от них родоплеменных групп. Свою первую ставку будущие предводители Казахского ханства основали на землях бывшего Могулистана, куда входил Жетысу (так звучит на казахском языке Алматинский регион по числу протекающих здесь семи рек), недалеко от современного Алматы.
Меруерт Абусеитова напомнила, что об откочевке султанов писал летописец XVI века Мухаммад Хайдар Дулати в своей рукописи «Тарих-и Рашиди». Именно он указал дату образования Казахского ханства – 1465–1466 годы. Затем его данные были заимствованы в других сочинениях – «Хабиб ас-сийар» Хондемира, «Хафт иклим» Амин Ахмада Рази, «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали.
Можно ли говорить, что откочевка Керея и Жанибека стала главным событием, способствовавшим образованию Казахского ханства?
– Так однозначно утверждать нельзя. Откочевка явилась закономерным событием в уже происходивших социально-экономических, этнополитических и других процессах сложения казахского народа и его самоназвания, – считает специалист. – Отделение султанов Керея и Жанибека от Абулхаира во второй половине XV века стало завершающим этапом в становлении казахской государственности. Султаны являлись потомками Чингисхана, а потому свято чтили право чингизидов на верховную власть и титул хана. Они также принесли с собой древний обычай провозглашения вновь избранного хана поднятием его на белой кошме. Упрочению Казахского ханства в Жетысу способствовала смерть хана Могулистана Есен-Буги в 1462 году, после кончины которого началась междоусобная борьба за власть.
Карлуки, джикили, ягма
Первое письменное упоминание об Алматы относится к 1211 году. Придворный историограф Чингисхана и автор персоязычной хроники XIII века «Та’рих-и джахангушай» («История миропокорителя») Ата-Малик Джувайни писал об Алматы и значительном количестве других городов, окружавших его. В IX веке, в домонгольский период, Алматы – крупный центр караванной торговли.
Начиная со второй половины XVI века эта знаменитая караванная дорога получила новый импульс развития, и через территорию современного Казахстана пролегли торговые пути, связывавшие Китай, Индию и Центральную Азию. Здесь проезжали паломники, ремесленники, проходили военные отряды. Торговля велась как морским путем через Каспийское море между Астраханью и Мангышлаком, так и сухопутным – через северное побережье Каспийского моря, Бухару, Хиву.
По словам Меруерт Абусеитовой, по сравнению со всеми источниками наиболее полные сведения о статьях этой торговли содержат документы, обнаруженные в Первом историческом архиве Китая. Письменные источники, кроме того, донесли до нас уникальные сведения по исторической географии. В них в той или иной степени зафиксированы рельеф, климат, растительный и животный мир, этнический состав населения, а также различные аспекты хозяйства того времени.
Рукописи свидетельствуют, что в Жетысу, помимо Алматы, существовали такие города, как Тальхир, Еки-Огуз (Эквиус), Лабан, Койлык. Их населяли карлуки, джикили, ягма. В домонгольское время в Жетысу были развиты кузнечное, металлообрабатывающее, гончарное, стекольное, косторезное, ювелирное ремесла. Здесь умели изготавливать оружие. Историк XVI века Мухаммад Хайдар Дулати называл Алматы одним из известных урочищ Могулистана.
Ата-Малик Джувайни и другие летописцы оставили ценные сведения о других городах – Дженде, Отраре, Койлыке, Алмалыке, Баласагуне. По разным поводам они приводили данные о численности городского населения. К примеру, сообщали о том, что в 1310 году после взятия Баласагуна кара-китайскими войсками в городе погибли 47 тыс. человек. Из этого можно сделать вывод, что Баласагун был крупным городом.
Здесь был Батый
– Алматинский регион сыграл важную историческую роль и как место первой ставки Казахского ханства, и как место формирования одного из сильных центров сопротивления арабам в их продвижении вглубь Центральной Азии и далее на север, – продолжает Меруерт Хуатовна. – Здесь формировалось ядро государственности Караханидов (840–1212), происходили вмешательства в их внутренние дела со стороны Кара-Китаев (1137–1211), Хорезмшахов (1097–1231), Кучлука (1211–1218) и Чагатаидов (1227–1363). Археологические находки изделий из керамики, стекла, бронзы и железа говорят о том, что в Алматы было развито ремесленничество. А фрагменты китайского фарфора и зеркал, иранских изделий из бронзы – о международной торговле.
Несмотря на сопротивление арабам, ислам утвердился в Алматинском регионе и оставил свой отпечаток в развитии городской культуры и градостроительства. Тем не менее, как свидетельствуют раскопки, люди продолжали исповедовать буддизм, зороастризм и христианство несторианского толка. Археологические находки, а именно – надписи на фрагментах керамики, изделиях из металла, подтверждают наличие письменности в то время.
По словам профессора Абусеитовой, все эти процессы в письменных источниках, к сожалению, отражены фрагментарно, без полноты сведений. Из-за этого сложно составить полную картину событий, происходивших в средневековом Жетысу. К примеру, крайне неопределенны сведения о роли Илийской долины в истории походов Амира Тимура. До нас дошли неполные данные о том, что войска Тимура, двигаясь из Алмалыка и переправившись через реку Или, достигли Каратала.
В «Та’рих-и джахангушай» Ата-Малик Джувайни записал такую важную с исторической точки зрения информацию об Алматы: «Батый (сын Джучи, внук Чингисхана) на пути к великому хану Гуюку остановился в Алмалыке, в 7 днях пути от Койлыка. Здесь же он узнал о смерти Гуюка». Об Алматы упоминал и основатель династии Бабуридов и империи Великих моголов поэт Бабур.
«Балад Алмату»
Огромную историческую ценность, как отмечает Меруерт Абусеитова, представляют 2 китайских географических сочинения: «Сиюй тучжи» и «Сиюй шуй дау цзи» XVIII века.
В «Сиюй тучжи» приводятся 3 названия, связанные с Алматы. Первое – это река, названная Алимату Баршук гол («гол» в переводе означает «река»). Второй раз слово «Алимату» летописец записал в попытке объяснить происхождение названия города от реки Алимату гол. В рукописи указывается, что эта река «находится на западно-северной части Шаган Усу северной части реки Или, в 100 ли от Или (Кульджи) (12 цзюань)». В третий раз автор «Сиюй тучжи» записал уже «Гурбан Алимату» и пояснил, что в переводе название означает «Три Алматы».
Меруерт Абусеитова напомнила об ученом и географе XIX века Эмилии Бретшнейдере, по утверждению которого название Алимали, или Алмалык, часто упоминается историками монгольской эпохи, а также путешественниками того времени, следовавшими из Западной Азии в Монголию. В первой части «Исследований» Бретшнейдера можно найти некоторые детали описаний китайскими путешественниками города Алимали.
Город действительно был широко известен, об этом свидетельствуют и нумизматические находки. Например, известны монеты с чеканом «балад Алмату», а это значит, что город имел свой чеканный двор. Одна из таких монет попала в руки ученых в 1974 году при раскопках средневекового городища на месте бывшего Погранучилища. На лицевой стороне монеты изображена общегосударственная чагатайская тамга, на обратной – треногая тамга.
Для дальнейших исследований истории и культуры средневекового Казахстана, как подчеркивает Меруерт Абусеитова, необходимы существенное расширение источниковой базы, систематизация новых источников, их классификация и анализ. Для этого необходимо продолжать планомерную работу по приобретению в хранилищах мира микрофильмов рукописей, содержащих сведения о нашей национальной истории.
Раушан Шулембаева
(“Казахстанская правда”, 10.07.2020г.)