
События
Рубрики
С юбилеем, "районка"!
Президентские реформы в действии
Год ребёнка
Елбасы
Перепись населения
30 лет независимости Казахстана
COVID
За строкой послания
В акимате района
Казахстанцы на пути к успеху
Патриотическое воспитание
Государственный язык – мой язык
Государственные услуги
Воспитание законом
Работают ИПГ
Дела ветеранские
Человек труда
Будьте здоровы
К сведению населения
Из жизни школы
Вести из села
АПК и бизнес
Туган жер
Никто не забыт - ничто не забыто
Biz birgemiz
Официально
Развитие предпринимательства
ВЫБОРЫ
Религия
Борьба с коррупцией
Референдум
Новости района
Истории успеха
- Ещё
Инклюзия в детском саду

Одной из важных и наболевших проблем нашего общества является инклюзивное образование. Из года в год в Казахстане рождается много детей с особыми потребностями. Это проблема всего общества, ведь эти детки не виноваты, что они такими родились.
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.
«Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной (ребёнок находится в интернате, изолирован дома или обучается в специальной группе).
Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, то есть активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Для этого следует создать необходимую среду в группе дошкольного образования (далее - ДОУ). Она должна быть доступной и развивающей. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.
На сегодняшний день в ясли-саде «Балдәурен» разработан план работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагоги прошли курсы обучения по инклюзивному воспитанию.
Эффективными являются следующие формы взаимодействия:
- взаимообмен данными диагностики для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми;
- координированное планирование деятельности педагогов и специалистов в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;
- периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями;
- подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в которых в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;
- ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;
- выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога;
- взаимопосещение занятий для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:
- разработка и введение адаптированной программы для детей;
- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность, игры и т.п.
- широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом;
- построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.
В неспециализированном детском саду есть такие дети и к ним у нас отдельный подход. Работают логопед, психолог, воспитатель. Логопед занимается индивидуально в неделю два раза, работа психолога проводится каждый день, также индивидуально 3 раза в неделю.
Методические рекомендации для педагогов детского сада по развитию речи, мелкой моторике, математике, физической культуре. Также надо учитывать возраст ребенка. Мы работаем и применяем разные методики, одна из них – это Монтессори-педагогика.
Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам.
Как единственная оптимальная методика обучения грамоте до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с задержкой психического развития гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитии речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром.
Игры с песком или «песочная терапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. И наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение адаптироваться в социуме.