taza-kaz

Профессиональное самоопределение старшеклассников


22.02.2024 16:14

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае время может быть упущенным и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.

Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. В течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась, не изучалась.                                                                                           

На сегодняшний день возникла необходимость решать эту проблему с ориентацией на личность ученика, то есть, с помощью профессионального самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения длится долгое время: старшеклассник ищет ответы на вопросы о выборе будущей профессии. Эти потребности желательно стимулировать, помогая старшекласснику в этом, начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами. 

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения.

Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно, решая возникающие проблемы.

Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение учащихся является актуальной проблемой, в том числе и психологического характера, и требует всестороннего изучения.

Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

«Куда пойти учиться?», «Какую профессию выбрать?», «Кем стать?».

Как же выбрать будущую профессию правильно? Работа с выпускниками школ показывает, что, выбирая профессию, старшеклассники ориентируются вот на какие признаки: большинство ребят хотят, чтобы профессия была престижная, пользовалась признанием в обществе. Для многих главную роль играет будущий уровень заработной платы, по которой выпускники выбирают себе профессию-это интерес к ее содержанию. Среди мотивов выбора профессии обычно занимает место доступность обучения, возможность трудоустройства.

Как разобраться в себе? Профессия должна быть тебе интересна. При выборе профессии очень важно осознавать, соответствуют ли твои психологические особенности характеристикам выбранной профессии.

В работе по профессиональному самоопределению можно использовать различные формы и методы работы: игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, дискуссии, беседы, групповые работы, лекции, учебно-профессиональные ситуации.

В школе осуществляется психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе его профессионального и жизненного самоопределения. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, используются различные формы и методы для оказания помощи в вопросах жизненного и профессионального самоопре- деления.

Человек будет счастлив, если научится управлять своей жизнью, делать выбор, в том числе и профессиональный.

 

Н.Саршинова,

педагог-психолог

Г.Бакирова,

социальный педагог КГУ «Кернеевская опорная школа (РЦ)»



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?