
События
Рубрики
С юбилеем, "районка"!
Президентские реформы в действии
Год ребёнка
Елбасы
Перепись населения
30 лет независимости Казахстана
COVID
За строкой послания
В акимате района
Казахстанцы на пути к успеху
Патриотическое воспитание
Государственный язык – мой язык
Государственные услуги
Воспитание законом
Работают ИПГ
Дела ветеранские
Человек труда
Будьте здоровы
К сведению населения
Из жизни школы
Вести из села
АПК и бизнес
Туган жер
Никто не забыт - ничто не забыто
Biz birgemiz
Официально
Развитие предпринимательства
ВЫБОРЫ
Религия
Борьба с коррупцией
Референдум
Новости района
Истории успеха
- Ещё
Профессиональное самоопределение старшеклассников

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае время может быть упущенным и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. В течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась, не изучалась.
На сегодняшний день возникла необходимость решать эту проблему с ориентацией на личность ученика, то есть, с помощью профессионального самоопределения.
Процесс профессионального самоопределения длится долгое время: старшеклассник ищет ответы на вопросы о выборе будущей профессии. Эти потребности желательно стимулировать, помогая старшекласснику в этом, начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.
Выбор профессии - сложный и длительный процесс. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения.
Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно, решая возникающие проблемы.
Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение учащихся является актуальной проблемой, в том числе и психологического характера, и требует всестороннего изучения.
Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.
«Куда пойти учиться?», «Какую профессию выбрать?», «Кем стать?».
Как же выбрать будущую профессию правильно? Работа с выпускниками школ показывает, что, выбирая профессию, старшеклассники ориентируются вот на какие признаки: большинство ребят хотят, чтобы профессия была престижная, пользовалась признанием в обществе. Для многих главную роль играет будущий уровень заработной платы, по которой выпускники выбирают себе профессию-это интерес к ее содержанию. Среди мотивов выбора профессии обычно занимает место доступность обучения, возможность трудоустройства.
Как разобраться в себе? Профессия должна быть тебе интересна. При выборе профессии очень важно осознавать, соответствуют ли твои психологические особенности характеристикам выбранной профессии.
В работе по профессиональному самоопределению можно использовать различные формы и методы работы: игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, дискуссии, беседы, групповые работы, лекции, учебно-профессиональные ситуации.
В школе осуществляется психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе его профессионального и жизненного самоопределения. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, используются различные формы и методы для оказания помощи в вопросах жизненного и профессионального самоопре- деления.
Человек будет счастлив, если научится управлять своей жизнью, делать выбор, в том числе и профессиональный.
Н.Саршинова,
педагог-психолог
Г.Бакирова,
социальный педагог КГУ «Кернеевская опорная школа (РЦ)»