taza-kaz

Великий сын бессмертного Алаша к 350-летию выдающегося казахского поэта, государственного деятеля Бухар жырау (Продолжение. Начало в №№16-17).


26.05.2018

С другой же стороны, Бухар жырау требует и единодушного признания народом сильной и справедливой власти хана, говоря о необходимости родового и племенного единства Алаша, государственного единства всех подданных Абылай хана. В знаменитом «Пожелании» поэтом отмечается:

«Девятое пожелание –

пусть ваш торе не лишится трона».

При этом для Бухар жырау не существовало деления окружающих его лиц на великих, «исторических» личностей и людей обычных. Он не испытывал чувства трепетного благоговения по отношению к знаменитым историческим деятелям, но не стремился и снижать их авторитет, необходимый для построения единого государства в условиях постоянной реальной угрозы со стороны джунгарских и цинских завоевателей. Все они, включая самого Абылай хана и его великих батыров, для поэта, прежде всего, люди со всеми присущими им человеческими качествами - достоинствами и недостатками. И именно поэтому окружающие Бухара люди интересны ему, в первую очередь, истинными человеческими чертами. Так, рассказывая Абылай хану о героическом прошлом Алаша, жырау прямо говорил ему в лицо:

До тебя я был покровителем семи ханов Алаша.

Был другом высокорослого храброго Есим хана

Ты же не стоишь даже мизинца его.

Время Бухар жырау, непосредственного участника современных ему исторических событий, совпало с трагическим переломом в истории казахского народа. На плечах поэта лежало тяжелое бремя – сохранения связи времен, единения народа. Человек своей эпохи, с ее особенностями, бедами, подвигами и идеалами, Бухар занимает передовую по тем временам позицию, поскольку главное для него – сплоченность и независимость казахского народа. Оба эти условия сохранения народности Алаша поэт понимает и утверждает в духе своей эпохи.

Во-первых, сохранение Казахского ханства, как основы единства родного народа; набеги, походы, а если не хватает сил обороняться, то откочевки, как средство обеспечения мирной жизни народа.

Во-вторых, - это мир и согласие в самих казахских племенах и родах, как ключевых факторов для независимого существования Казахского ханства. Мысль о пагубности племенных и родовых раздоров многократно высказана в произведениях Бухара-жырау «Пожелание», «Это, это утки, это утки», «Эй, Абылай, когда я тебя увидел», «Старинный друг не будет врагом» и др. [7, с.44].

Поэтому Бухар жырау, как истинный патриот своего многострадального народа, призывает соплеменников к единству, как основе основ самой жизни, утверждая духовные основы, которые помогут Алашу выстоять, сохранить себя в самые трудные, трагические годы его многовековой истории.  Ведь там где единство, всюду будет жизнь - «Бірлік бар жерде тірлік бар», - такой завет оставили нам предки. Основная мысль многих толгау поэта, как девиз всего его творчества - сила народа в сплоченности, в единении не на какое-то время, не на время опасности, а навсегда:

Видишь в небе уток стаю?

Я гляжу, и мне завидно,

Дружно как они летают.

Так и нам давно уж, видно,

Поступать, казахи, нужно,

Кочевать давайте дружно,

Меж собой объединитесь,

Не богатством, этой дружбой

Первым делом вы гордитесь…

Пусть враг обходит вас всё время стороной –

Вы – братья по крови от матери родной!

В одном из толгау, посвященном Абылай хану, Бухар жырау также подчеркивает, отмечая Абылай хана как доблестного героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как подлинного предводителя казахского народа, сплотившего три единокровных жуза Алаша. Поэту дороги «кең Абылай» («щедрый Абылай»), «кең батыр» («милосердный батыр»), «қалың ел», т.е. свободные от чужеземного гнета соплеменники, объединенные ханом. Поэтому Абылай хана жырау называет «аям», «кең аям» - «моя опора», так как видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ, хана, собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы. «Доблестен и славен для Бухара хан-военачальник, и именно таков для него Аблай» [7, с.44].

Бухар жырау по достоинству оценил заслугу Абылай хана в построении единого государства, восстановлении территориального единства обширного казахского края и осуществлении коренных преобразований в управлении Казахским ханством. При этом мудрость и величие Абылай хана Бухар видит в его живой связи с народом, проникновенном понимании им народных настроений и дум:

Хан будет хорош, когда сведет

В семью единую свой народ.

Тогда будут все уважать его,

Достойного пояса своего.

Выдвигая на первый план в деятельности Алаша его единство, необходимость внутреннего согласия многочисленных казахских племен и родов, Бухар жырау необходимость жизненного единения родного народа показывает на примере катастрофической судьбы некогда могущественной ойратской (джунгарской) орды:

Перед паденьем, пред концом орды

Ойратов мощных – все перемешалось:

Нарушились все клятвы, все труды –

Напрасны, как напрасной стала жалость.

Самцы-верблюды, полчища самцов

Схватились так, что затряслась округа,

Как будто потрясатели основ,

Завидуя, не вынося друг друга. …

Тот не найдет добра, кто восстает

На брата, на вождя, тот движим страхом!

И если вождь народа упадет,

Пойдет всё прахом, да, пойдет всё прахом.

Ойраты против брата своего

Пошли … И в результате этой драки

В становищах былых их – никого

Нет, даже дико воющей собаки.

Бухар жырау, обладавший замечательным талантом воссоздания социально- политического колорита настоящего, поэтическим даром обрисовки характеров, в своих произведениях глубоко отразил особенный облик героических личностей своей исторической эпохи (Богенбай батыра, Кабанбай батыра, Наурызбай батыра и др.), наделенных сильными чувствами. Его герои, судьбы которых, взятых вместе, составляли судьбу народа и Отчизны в целом, включены в поток больших исторических событий, великих трагических испытаний, течением которых и определялись их жизненные устремления.

Известно, что героическое время формирует героические характеры. Отражая эпическое величие батыров, их силу и богатырский размах, жырау показывает их слияние со стремлениями всего народа, замечательные подвиги батыров, одушевленных любовью к Родине. Славные деяния степных батыров, достойных называться настоящими сынами казахского народа, поэт, воодушевленный героикой борьбы казахских племен и родов против смертных врагов, ставит в пример будущим поколениям. Великие батыры не покладая рук трудились на благо родной страны, с оружием в руках защищали ее, до конца отдали свои силы за честь и достоинство Алаша. 

Бухар жырау – полноправный субъект своей исторической эпохи, как и его выдающиеся предшественники, духовный облик которых определяла живая внутренняя связь с народом, глубоко национален. И тема судьбы Алаша, его прошлого и будущего получила разностороннее освещение во многих произведениях поэта, в которых мы видим – главное, всепоглощающее чувство поэта – беззаветная любовь к Родине, к родному народу. Он, как и другие великие его поэты-современники – Ахтамберды жырау (1675-1768), Кожаберген жырау (1663-1763), Умбетей жырау (1706-1778) - плоть от плоти казахского народа, верным сыном которого он был. Примечательно, что в истории казахской поэзии трудно найти эпоху, когда судьбы великих поэтов так эпохально и тесно переплетались бы с судьбой Алаша. И, возможно, не было мук душевных и физических, через которые не прошли бы поэты, разделившие трагическую судьбу своего народа в годы его «Ақтабан шұбырынды - великого бедствия» и выстрадавшие вопреки суровым невзгодам народной судьбы долгожданную общую победу над беспощадным врагом.

Произведения Бухар жырау, большого художника слова, неся на себе отпечаток современной ему эпохи, являются животрепещущим портретом огромного мира, в котором жил и действовал казахский народ. Подлинный мастер человековедения, поэт, рисуя множество разнообразных характеров и судеб, помогает понять суть сложных процессов в кочевом обществе, дает увидеть то, что творилось в сокровенных глубинах души народа в драматический период его истории. Не было такой жизненной проблемы народа, которая бы не интересовала его, глубоко и искренне воспринимавшего народные нужды и интересы.

Известной заботой пусть будет у вас -

Честь матери, чистую словно алмаз,

Не дать растоптать лиходею-врагу,

Вражьему кованому сапогу.

Забота забот – от врагов ограждая

Всех нас вскормившую Родину-мать.

Поэзия Бухар жырау, свидетельствуя о многогранности связей его творчества с жизнью, впитала в себя все самое прекрасное, что родилось под небом его необъятной родины, сохраняя замечательные традиции поэзии древних жырау, пропитанной глубочайшим космизмом духа казахского народа. Творения поэта, написанные кистью мощной и темпераментной, наполненные самой жизнью, создавались в форме философско-назидательных размышлений. Они богаты художественными образами, насыщены яркими красками, обладая колоссальной силой эмоционального воздействия. При этом точность, верность передачи национального колорита и деталей жизнедеятельности народа, с какою Бухар жырау сумел показать в своих произведениях, не может не вызывать восхищения, обретая вечность силою поэтического слова.

По свидетельствам, Бухар жырау не был счастлив в личной жизни, но вся казахская земля была ему домом, семьей и родным очагом. Его жизнью была Родина, вместилище его мятущейся души, ставшая источником его неиссякаемого поэтического творчества. Он хорошо знал жизнь простого народа, относился к нему с искренней симпатией, помогая обрести ему свое человеческое достоинство, полноту и смысл бытия в условиях драматического периода истории Алаша. Поэтому в творениях поэта-летописца живет не только тысячелетняя история казахского народа, но и его великое будущее, в которое верит всей своей душой Бухар жырау. По сути, его поэтическое творчество, полное яркой образности, глубины и тонкости наблюдений, – одна из замечательных страниц поэтической истории казахского народа.

Пусть скажут, что сдружились меж собой,

Забыв вражду былую, баев дети.

Пусть входят в дом веселою толпой –

Счастливей их нет никого на свете.

Бухар жырау был глубоко верующим человеком, верным последователем ислама. По строкам поэта видно, что он получил превосходное мусульманское образование:

Кто говорит – об Аллахе скажи,

Об имени светлом его скажи,

Скажи, как мускаф открыл нам мир,

О слове Аллаха – Коране скажи,

Если небо дало тебе речь,

О вере, спасающей от терзаний, скажи!

Если ты не мусульманин до глубины души,

Нечего себя правоверным считать.

Традиционной темой для Бухара, глубоко знавшего тюркскую поэзию, было и поэтическое сопоставление различных возрастных периодов жизни человека. Поэтом, очень чутким к течению быстротечной человеческой жизни, изображаются состояния души человека в различных возрастах. Так, в толгау, в значительной мере автобиографичных и наполненных подкупающей искренностью, поэт сожалеет о прошедшей беззаботной молодости, «буранных двадцати пяти»:

О, былые двадцать пять!

Горячили кровь мою. …

В двадцать пять, ах, в двадцать пять

Ту, что любишь, умыкнешь!

(Продолжение следует)

К.Айтхожин,

доктор юридических наук, профессор, заведующий

кафедрой

конституционного,

международного права и таможенного дела

Евразийской юридической академии имени Д.А.Кунаева

На фото: картина художника Жумагазы Сагимбаева "Дат, таксыр".



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?