- События
- Рубрики
- С юбилеем, "районка"!
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Референдум
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
Подготовка к новому учебному году: что нужно знать родителям?
19.08.2023
Летние каникулы близятся к завершению. Считанные дни остаются до начала нового учебного года. Для родителей школьников началась горячая пора - подготовка детей к учебе. Необходимо купить одежду, канцелярские принадлежности, ранцы и многие другие вещи – все для комфортного пребывания ребенка в школе. И при всей этой предшкольной суете, важно помнить о простых, но очень важных вещах, знание которых поможет избежать неприятных ситуаций в процессе школьного обучения.
О том, какие школьные принадлежности лучше купить своему ребенку, как уберечь его от заболеваний, какие меры профилактики ему необходимо соблюдать во время пребывания в школе? – на все эти вопросы отвечает заместитель руководителя Бухар-Жырауского районного управления санитарно-эпидемиологического контроля Женис Тулеуханов.
- Женис Тулеуханович, известно, что наши дети во время учебного процесса большую часть своего времени проводят в школе. Поэтому очень важно научить ребенка самостоятельно следить за своим здоровьем, правильно сидеть за партой, следить за своей осанкой, соблюдать личную гигиену. Расскажите, знание каких мер еще помогут сохранить здоровье школьников во время школьных занятий.
- Да, сегодня в вопросах подготовки к новому учебному году наиболее актуальными являются такие знания, как правильный подбор ранца, питьевой режим в школе, профилактика переутомления и как сформировать у детей правильные пищевые привычки.
К примеру, при покупке школьного ранца родителям следует обратить внимание на его форму. Родителям школьника важно подобрать правильный ранец, чтобы сохранить здоровую спину ребенка. Имеются параметры, по которым легко определить, хороший перед вами ранец или стоит поискать еще. В первую очередь нужно изучить форму спинки. Она должна быть твердая, анатомической формы и с эргономичными вставками. Ранцы с такой спинкой предотвращают развитие сколиоза и нарушений осанки. Важно и то, из какого материала изготовлен ранец. Спинка должна быть сделана из дышащей ткани с отверстиями. Ребенку будет комфортно, его спина не вспотеет. Сам ранец должен быть сшит из водонепроницаемого материала. Качественное изделие защитит от осадков ранец с учебниками.
Далее нужно выбрать удобные лямки и, как не странно, неудобную ручку. Когда школьник носит ранец, основная нагрузка приходится на плечи. Чтобы ранец не врезался и не давил, нужно искать модель с мягкими регулируемыми лямками шириной от 4 до 8 см. Ручка должна быть именно короткой и неудобной, чтобы у первоклашки не было соблазна долго носить ранец в руках. Длина такой ручки должна быть не больше 8 см, иначе от полезных свойств ортопедического ранца не будет толка. Выбирайте ранец со светоотражающими и флуоресцентными вставками, благодаря которым ребенка будет хорошо видно на дороге не только днем, но и в сумерки.
Ранец вместе с наполнением не должен быть тяжелее 10% от веса ребенка. Согласно установленным нормам, максимально допустимый вес школьного ранца без учебников и тетрадей — 1200 г. Школьный ранец должен быть вместительным и функциональным. Чтобы быть уверенным в качестве, можно попросить в магазине специальный документ. Все ранцы известных марок обязательно проходят независимое тестирование, поэтому продавцы могут предоставить сертификаты соответствия.
- Учебный процесс занимает много времени. При этом очень важно, чтобы ребенок мог соблюдать питьевой режим. И чтобы в школах к этому вопросу относились с полной ответственностью. Расскажите, какие требования предъявляет санэпидслужба в этой части контроля?
- Соблюдение питьевого режима- важная составляющая здоровья школьников. Поэтому в школах должен быть организован качественный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости (графины, чайники, бачки и другие) или бутилированная, по показателям качества и безопасности должна соответствовать требованиям документов нормирования.
Кулеры (диспенсеры) для воды регулярно должны очищаться согласно инструкции производителя. Для питья используют чистую посуду, стеклянную, фаянсовую или одноразовые стаканчики.
Разрешается использование индивидуальной бутилированной емкости. Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения не более трех часов.
За организацию питьевого режима приказом директора школы назначается ответственное лицо. Обеспечивается свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в школе.
На объектах, работающих на привозной воде, предусматривается отдельное помещение с установкой емкостей для хранения запаса питьевой воды. Емкости имеют маркировку «питьевая вода», подвергаются еженедельной, а также и по мере необходимости, очистке и дезинфекции с применением моющих и дезинфицирующих средств. Не допускается использование емкости для питьевой воды, предназначенной для иных целей.
- Женис Толеуханович, не секрет, что школьная программа у учащихся насыщенная. Соответственно и причин для переутомления у школьников предостаточно. Как же детям и подросткам уберечься от их последствий?
- Действительно, избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые повышенные требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает. Следующий рубеж - старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон - организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу. Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию. Родители редко обращают на это внимание. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка на боль головы - закономерное следствие переутомления.
Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть и его очень сложно уложить спать. В итоге, родители ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления. Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может. Выполняя следующие нехитрые приемы, вы сможете предотвратить переутомление и его последствия.
Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональ- ная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби. Установите режим дня. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки на ночь глядя.
Важно укреплять иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Отключите компьютер - школьник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
Позаботьтесь об отдыхе. От усталости помогают чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Сделайте массаж - умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится - в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Проверяйте зрение. Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
Еще хочу напомнить - не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны для школьников такие продукты, как молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
И обязательно советую быть для своего ребенка примером. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Ведь пример родителей лучше любых советов. Именно он научит школьника следить за своей физической и умственной формой.
Желаю всем плодотворного учебного года, хороших отметок, и, конечно же, крепкого здоровья нашим детям.
- Спасибо за интервью.
Записала Т.Курбанова
На фото Д.Торжанова: Ж.Толеуханов.