- События
- Рубрики
- С юбилеем, "районка"!
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Референдум
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
История одного экспоната: ертоқым - седло
17.07.2021
Национальная культура и традиции Казахстана
Издревле казахский народ неразрывно связан с лошадьми. Вся кочевая, военная, культурная история народа сопряжена с этим животным. Именно поэтому изготовление снаряжения для лошадей занимает особое место в жизни народа.
Основной частью снаряжения является седло. В традиционный набор конской упряжи (ертоқым) казахов входили: седло (ер), состоящее из деревянной основы; кожаный чепрак (терілік), потник (кежім) и тебеньки (тебеңгі); узда с оголовьем (жүген); нагрудник (өмілдірік); потфея-подхвостник (құйысқан); подпружные ремни (тартпа, пістан); стремена (үзенгі) и плеть (қамшы).
Технические приемы при изготовлении седла включали весь известный арсенал приемов казахских мастеров-зергеров. Это – ковка, литье, ажурная резьба, насечка серебром, профилировка, гравировка, чеканка, филигрань, чернение, эмаль, позолота и инкрустация цветными камнями и стеклом.
Казахские сёдла изготовлялись из березы и состояли из двух лук - передней и задней, двух боковых частей - пластины и центральной рамы. Мастера по дереву собирали составное седло из 18-20 деревянных частей.
Вначале изготавливали грубую форму будущего седла, затем ее сушили. После этого все детали закладывали в казан с соленой водой и кипятили, после оставляли в тени для хорошего просыхания. По словам мастеров, дерево, «сваренное» в соленой воде, никогда не трескается. После тщательной обработки, шлифовки деталей, седло собиралось. При этом особое внимание обращалось на медные гвозди: они не должны были выступать над поверхностью. Средняя часть соединялась с деталями с помощью кожаных лент. Деревянные части шлифовались рашпилем, кусочками стекла.
Такие составные седла есть в Южном Казахстане, на востоке Карагандинской области и в южных регионах Акмолинской, Костанайской и Алматинской областей.
Во всех регионах Казахстана делают сёдла такой формы. Но внешний вид сёдел и способы их украшения различны.
В зале районного музея, посвященном истории нашего района, в экспозиции представлен этнографический экспонат – ертоқым (седло) и каждый желающий может ближе увидеть это древнее снаряжение кочевников.
А.Макеева,
хранитель фонда районного историко-краеведческого музея