Хозяйствовать эффективно


26.05.2023

«Недолжный уровень финансовой дисциплины, ненадлежащее исполнение поставщиками договорных обязательств, а также недейственность принимаемых мер по предупреждению нарушений бюджетного кодекса и иного законодательства» - основные причины нарушений, выявленных в ходе проверки ревизионной комиссии по Карагандинской области.

Такие нарушения стали возможны из-за отсутствия системного контроля и мониторинга реализации бюджетных программ администраторами. К такому выводу пришла ревизионная комиссия, изучив отчет об исполнении районного бюджета за 2022 год.

Итоги проверки были озвучены, а затем и рассмотрены на заседании постоянных комиссий районного маслихата, прошедшего 18 мая с участием и.о.руководителя ревизионной комисии по Карагандинской области Аяна Таханова, заместителей акима района Н.Есентаева и А.Шайкеновой, депутатов районного маслихата, руководителей государственных учреждений и предприятий, акимов сельских округов, сел и поселков.

Открывая заседание, председатель раймаслихата Асхат Әли ознакомил с повесткой дня заседания.

– В адрес районного маслихата поступили отчеты акима района и сел, поселков и сельских округов, а также заключение ревизионной комиссии Карагандинской области об исполнении районного бюджета и бюджетов сел, поселков и сельских округов за 2022 год, - сказал Асхат Сагадиевич. – В соответствие со статьей 132 Бюджетного кодекса РК, маслихат рассматривает годовой отчет акимов района, села, поселка и сельского округа об исполнении бюджета за отчетный финансовый год на заседаниях постоянных комиссий в течение одного месяца после получения отчета областной ревизионной комиссии. При рассмотрении годового отчета маслихатом заслушиваются доклад акима либо лица, его замещающего, об исполнении районного бюджета, а также доклад председателя или  уполномоченного председателем члена ревизионной комиссии об исполнении бюджета, а также доклады первых руководителей администраторов бюджетных программ о достижении целевых индикаторов плана развития и реализации бюджетных программ.

С докладом об исполнении районного бюджета за 2022 год выступила руководитель отдела экономики и финансов Елена Жумашева.

Ознакомив участников заседания с параметрами районного бюджета, докладчик сообщила, что утвержденный план по поступлениям за 2022 год составил 15 млрд 604,5 млн тенге, скорректированный – 15 млрд 654,3 млн тенге. Фактическое исполнение сложилось в сумме 16 млрд 379,4 млн тенге или 104,6%. Это на 8,9% меньше в сравнении с 2021 годом. Уменьшение объемов поступлений связано со снижением объемов трансфертов из областного и республиканского бюджетов – на 1 млрд 339,6 млн тенге.

В структуре поступлений районного бюджета собственные доходы составляют 5 млрд 195,8 млн тенге от общего количества поступления, основную долю составляют трансферты. 

Докладчик подробно остановилась на исполнении расходной части бюджета, отметив, что утвержденный план по расходам за 2022 год составил 15 млрд 906,9 млн тенге. В течение года районный бюджет неоднократно корректировался, в итоге составил 17 млрд 289,8 млн тенге. Фактическое исполнение по расходам составило 17 млрд 202,2 млн тенге или 99,5%. По итогам 2022 года не освоили сумму в размере 87,7 млн тенге, из них только 9,9 млн тенге – это экономия по результатам госзакупок.

- Наибольшая сумма неосвоения была допущена ГУ «Отдел строительства» - 77,8 млн тенге, - сказала Елена Владимировна, - в связи с судебными разбирательствами по проекту строительства инженерной коммуникационной инфраструктуры (линий электропередачи) к индивидуальному жилищному строительству в с.Уштобе.

Кроме того, 9,5 млн тенге были неосвоены ГУ «Отдел занятости и социальных программ» - сложившаяся экономия по грантам на реализацию новых бизнес-идей в связи с уменьшением количества получателей и 409,5 млн тенге – остатки за счет округления по всем администраторам бюджетных программ, пояснила докладчик.

Затраты районного бюджета по итогам 2022 года составили 17 млрд 071,4 млн тенге, сообщила Е.Жумашева, отметив, что расходование бюджетных средств осуществлялись по 13 направлениям, основные из них - это жилищно-коммунальная сфера.

В частности, расходы на развитие жилищно-коммунального хозяйства составили 54,5% или 9 млрд 309,4 млн тенге, 11,1% или 1 млрд 901,8 млн тенге – государственные услуги общего характера, затраты на культуру, спорт, туризм и информационное пространство составили 9,2% или 1 млрд 572,1 млн тенге, 5% от расходов районного бюджета или 867,4 млн тенге были направлены на социальную помощь и социальное обеспечение, расходы на транспорт и коммуникации составили 3,4% или 589,5 млн тенге.

Отметив основные направления расходования бюджетных средств, докладчик также вкратце озвучила итоги проведенного анализа исполнения бюджета.

- В отчетном периоде при освоении выделенного объема бюджетных средств отдельными администраторами бюджетных программ не обеспечено надлежащее соблюдение требований законодательства РК, регулирующего процесс использования бюджетных средств, как при их формировании, так и при их исполнении, - сказала Е.Жумашева.

К слову, на отсутствие системного контроля и мониторинга реализации бюджетных программ администраторами обратил внимание и и.о.председателя ревизионной комиссии Карагандинской области Аян Таханов.

В своем заключении об исполнении районного бюджета за 2022 год докладчик озвучил ряд нарушений, которые были выявлены в ходе ревизионной проверки.

Отметив, что социально-экономическое развитие района по ряду направлений имеет поступательный характер и по основным направлениям наблюдается положительная динамика, экономический рост сложился на уровне 14,8%.

При этом по итогам 2022 года не были достигнуты плановые показатели по выпуску валовой продукции сельского хозяйства - индекс физического объема составил 97,4%; по производству продукции скота и птицы в живом весе – снижение на 11,2% и молока – на 1,1%. Снижено также поголовье КРС на 3% и свиней на 50,8%, а также занятость в малом и среднем предпринимательстве – индекс физического объема составил 99,4%. Кроме того, увеличилась численность безработного населения – на 87,8%.

Также в сравнении с 2021 годом по итогам 2022 года уменьшился на 8,9% или 1 млрд 595 млн тенге объем поступлений районного бюджета. В частности, за счет снижения собственных доходов на 2,7%, сокращения объемов трансфертов на 10,5%, поступлений займов – на 81,2%.

Как и в предыдущие годы, сохраняется зависимость районного бюджета от вышестоящих бюджетов. В структуре районного бюджета трансферты составляют 67,5% всех поступлений, доля же собственных доходов всего 31,7%.

- При этом на протяжении ряда лет сохраняется негативная практика разработки и утверждения пессимистического прогноза доходной части бюджета с дальнейшей его корректировкой по фактическим поступлениям, - отметил Аян Борисович. – Наблюдается снижение объемов бюджетных инвестиций против уровня 2021 года на 1 млрд 132 млн тенге или 71,1%, при наличии нерешенных проблем по обеспечению населения жильем, централизованным водоснабжением.

Ревизионная комиссия проанализировала эффективность реализации бюджетных программ, функционирования субъектов квазигосударственного сектора.

- Так, по итогам финансово-хозяйственной деятельности КГП «Ботақара су қожалығы» за 2022 год составил убыток 8,3 млн тенге, с ростом убытка на 2,7 млн тенге в сравнении с 2021 годом, - сказал докладчик. – Учитывая социальную значимость деятельности предприятия в области водоснабжения, в течение ряда лет не обеспечена положительная динамика результатов финансово-хозяйственной деятельности, наблюдается тенденция увеличения убытка вследствие ненадлежащего планирования деятельности и неэффективной тарифной ставки.

Эффективность реализации бюджетных программ составила 100,2%, не достигнут 1 показатель прямого результата отделом строительства по бюджетной программе «Проектирование, развитие и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры» по проекту «Строительство линий электропередач к индивидуальному жилищному строительству с.Уштобе».

Вследствие ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками) договорных обязательств и уменьшения количества получателей не освоены бюджетные средства в объеме 88 млн тенге двумя администраторами бюджетных программ.

Докладчик также отметил, что из-за низкой финансовой дисциплины и отсутствия контроля по 3-м администраторам образовалась дебиторская задолженность на сумму 1 млн 15 тыс тенге.

Кроме того, по итогам 2022 года возникла кредиторская задолженность в размере 1 млн 857 тыс тенге по 9-ти администраторам по заработной плате, социальным и пенсионным отчислениям, коммунальным услугам.

В ходе проверки были проведены 3 аудиторских мероприятия по использованию бюджетных средств. Были выявлены нарушения на сумму 219 млн 711 тыс тенге. По результатам одно должностное лицо было привлечено к административной ответственности – штрафу на сумму 76,6 тыс тенге.

Резюмируя свое выступление, и.о.председателя ревизионной комиссии рекомендовал акиму района, уполномоченному органу по планированию, исполнению бюджета и администраторам бюджетных программ активизировать работу по пополнению доходной части бюджета, обеспечить качественный сбор налогов, эффективнее использовать имеющиеся активы и так далее. И, конечно же, работать над повышением финансовой дисциплины.

В ходе заседания были заслушаны руководитель отдела строительства Б.Аринов, руководитель отдела занятости и социальных программ Г.Абжанова, руководитель отдела культуры А.Оспанов, аким Уштобинского с\о С.Шаяхов, аким п.Ботакара Н.Рамазанов, аким Каражарского с\о С.Кенжекеева.

Теперь, согласно законодательству, после рассмотрения постоянными комиссиями маслихата годовой отчет районного бюджета и бюджетов МСУ будет утвержден на сессии маслихата. Этот вопрос внесен в повестку дня предстоящей сессии.

А.Жумакаева

 

На фото Д.Торжанова: идет заседание постоянных комиссий.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?