Развитие внутреннего туризма – наша общая задача


27.10.2018

В качестве одного из важнейших приоритетов Стратегической программы Президента Н.А.Назарбаева «Рухани жаңғыру» определен проект «Сакральная география Казахстана», огромный потенциал которого в полной мере может быть раскрыт в том числе посредством развития внешнего и внутреннего туризма.

Люди все чаще совершают путешествия в другие страны, чтобы открыть для себя новые культуры, увидеть непривычные природные условия, приобщиться к незнакомому наследию, или просто насладиться мягким климатом. Все это характерно и для жителей Казахстана. Но путешествия по регионам своей страны, к сожалению, недостаточно популярны, а показатели казахстанского внутреннего туризма все еще ниже желаемого уровня. Согласно статистическим данным в 2016 году количество казахстанских выездных туристов достигло 9766,6 тыс. человек, а затраты казахстанцев на международные поездки составили 1,6 млрд. долларов США. Остается только догадываться, на что могли быть потрачены эти средства, попади они в местные бюджеты регионов нашей страны. А если сравнить количество въезжающих туристов из Казахстана в 2016 году (6509,4 тыс. человек) с числом выезжающих туристов, можно отметить, что мы теряем значительную долю рынка.

А ведь во всем мире доля внутреннего туризма значительно превышает международный туризм и составляет 70-80% от общего числа путешествий. Например, большинство поездок, совершаемых европейцами, происходит в их собственной стране (в среднем 3-4 поездки в год), причем расходы местных жителей на туризм оказались в два раза выше, чем расходы на въезд в страну нерезидентов, что подтверждает важность внутреннего туризма для туристического сектора. Большинство американских туристов никогда не покидают свою страну и предпочитают отдых внутри страны. В Австралии внутренние туристические поездки составляют порядка 200 миллионов, в Китае - около 1,21 миллиарда, в Индии - 450 млн. поездок, в Индонезии - более 110 миллионов, в Тайланде - 80 миллионов.

Внутренний туризм вносит существенный вклад в общую финансовую устойчивость, устойчивость и функциональность отрасли. Огромна роль внутреннего туризма в увеличении инвестиций в туризм, росте туристских расходов, снижении уровня безработицы, развитии природных территорий, укреплении социальных связей через посещение друзей и родственников. Внутренний туризм приводит к объединению людей из различных социальных и культурных слоев, а также к перераспределению покупательной способности. Он охватывает все слои общества, от самых богатых до людей со скромными (но стабильными) доходами, причем некоторые социальные категории гораздо более широко представлены именно во внутреннем туризме, чем в международном: семьи, дети и подростки, пожилые люди, инвалиды, домохозяйства со скромными, но стабильными доходами. Такое социальное разнообразие порождает большое разнообразие спроса, с точки зрения размещения и туристских продуктов, а также видов деятельности и направлений. Внутренние и региональные туристы являются важными клиентами для самостоятельно занятых продавцов и владельцев небольших предприятий.

За отрицательным балансом казахстанского туризма могут стоять различные факторы. Один из них – это высокая стоимость внутренних туристских услуг по сравнению с такими странами, как Турция, Тайланд и ОАЭ. Кроме того, большинство туристских достопримечательностей в Казахстане разбросано по всей территории республики. Преодоление расстояний между регионами и туристскими дестинациями порой требует нескольких дней, в результате чего некоторые зарубежные страны оказываются ближе. Помимо всего прочего имеет место неравномерного расселения населения по территории страны. Следует отметить и нелояльное отношение владельцев и менеджеров предприятий туристской отрасли, а также транспортной сферы к внутреннему туризму, не готовых давать хорошие предложения для поощрения этого рынка. Не менее важным является отсутствие услуг и удобств, развлечений в большинстве мест, расположения культурно-исторических объектов, значительно сокращающее спрос на их посещение.

Учеными Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова был проведен опрос мнения потребителей всех регионов Казахстана о степени удовлетворенности качеством предоставляемых туристских услуг. Для оценки была предложена 7-балльная шкала. Все оценки качества мест размещения, транспортного обслуживания, уровня цен, возможностей для шопинга, индустрии развлечений, мест для занятия спортом и спа-салонов, медицинского обслуживания, коммуникаций на иностранных языках, качества сервиса расположились по шкале от 1 до 7 баллов, что, скорее всего, является признаком недостаточной удовлетворенности качеством и разнообразием предоставляемых услуг.

Наибольшие проблемы, оказывается, казахстанские потребители испытывают в отношении ценовых предложений мест размещений (оценка составила всего лишь 1,4981 из 7 возможных), организации транспортного обслуживания (1,875), доступности медицинского обслуживания (1,8335). Чрезмерно высокий уровень цен на проживание в гостиницах, часто не соответствующий уровню предоставляемых услуг, как замечено из ответов респондентов (2,6239), в результате чего снижается их доступность для широкого круга потребителей (2,6251), толкает казахстанцев на отказ от внутренних и выборе зарубежных туров.

Респонденты отмечают высокую цену на авиаперелеты (2,6254), значительно увеличивающие стоимость тура по Казахстану, что, соответственно, снижает его конкурентоспособность. Значительные расстояния между регионами пока являются существенной препоной для развития внутреннего туризма, о чем свидетельствуют невысокие оценки критерия «организация транспортного обслуживания». Поэтому большинство казахстанцев в качестве средства передвижения по стране выбирают железнодорожный транспорт, тем более, как замечено по результатам опроса, уровень цен на него вполне приемлем (3,583). Однако, здесь существует другая проблема: не всегда имеются прямые железнодорожные сообщения между регионами Казахстана, вследствие чего путешествия могут затянуться, доставить большие хлопоты и вызвать дополнительную усталость.

Общий уровень туристских предложений, как показывает исследование, остается невысоким, что также оказывает отрицательное влияние на качество и потребительский опыт туристов. Таким образом, выявленные проблемы свидетельствуют о неудовлетворенности туристов соотношением «качество/цена» предоставляемых услуг. К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что даже отечественные потребители не совсем лояльны к тем услугам, которые предлагает туристская отрасль Казахстана. При таком условии сложно рассчитывать на прибытие иностранных туристов.

Основными причинами данного факта являются недостаточная осведомленность казахстанцев о туристских возможностях страны; ожидания потребителей не всегда оправданы в силу неудовлетворенности качеством и разнообразием получаемых услуг. В результате у казахстанских потребителей сформировалось твердое убеждение о низком качестве и необоснованном ценообразовании на рынке отечественных туристских услуг, что в свою очередь формирует более предпочтительное отношение к зарубежным туристским предложениям, прежде всего обладающим таким конкурентным преимуществом, как ценовая доступность, чаще всего турецким и тайландским.

Возникает вопрос: можно ли ускорить темпы развития туристской отрасли Казахстана за счет развития внутреннего туризма? 

Ответ однозначно утвердительный при условии согласования интересов всех участников от продавцов до потребителей.

Представителям туристской индустрии и всех сопряженных отраслей (перевозчиков, сферы питания, индустрии развлечений) следует помнить о возможности повышения заполняемости своих предприятий за счет снижения уровня цен до приемлемого для внутреннего рынка уровня. Понятно желание хозяина вернуть свои вложенные в бизнес средства как можно быстрее, но ведь не секрет, что в наших гостиницах 20- 25% номеров просто простаивают, так и не увидев своего посетителя. Очевидно, что снижение стоимости проживания будет способствовать повышению заполняемости номерного фонда, что в конечном итоге повысит массу дохода. Может, есть смысл менеджерам отелей иногда для сравнения уровней своих цен с теми же турецкими заглянуть в booking.com, а казахстанских авиакомпаний – сопоставить свои цены с ценами внутренних перелетов Франции, Австрии, Турции и США. Кроме того, следует укреплять партнерские отношения и сотрудничество, поскольку турист является клиентом всех сфер, связанных с туризмом.

Какова роль потребителей? Здравое мышление не должно быть чуждым и для них. Мы все стремимся лучше жить, быть обеспеченными, получать определенные послабления со стороны государства. Но при этом забываем о том, что именно наш потребительский выбор не в пользу отечественной продукции может ущемить доходную часть государственного или местного бюджета. Так и в отношении туризма, выбирая пляжный отдых в Турции, может, есть смысл подумать о будущих возможностях наших детей: строительстве детских учреждений, пособий, грантов на обучение? Никто не может и не должен запрещать туристские поездки за рубеж, ставить препоны естественному желанию побывать в других странах, увидеть те достопримечательности, о которых много наслышан. Но, давайте узнаем получше и свою страну!

Следует отметить и проблему отсутствия культуры отдыха у значительного большинства казахстанцев, не привыкших выделять средства на туристские услуги. Не мешает поменять свои привычки и образ мышления, пересмотреть приоритетность своих потребностей, больше уделять внимания восстановлению здоровья, культурному отдыху с семьей, коллективом, ведь именно значение психологического расслабления в современное стрессовое время сложно переоценить. Немаловажное значение имеет повышение уровня общей культуры наших граждан: бережно относиться к имеющимся ценностям, дорожить и приумножать ресурсы, бороться с вредными привычками собственными и окружающих, воспитывать в молодом поколении достоинство и уважение к своей стране и своими народу. Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер со стороны всех заинтересованных сторон (государственных структур, частного бизнеса, туристских организаций). Необходима разработка стратегии формирования лояльности клиентов: формирование туристских предложений в соответствии с интересами и запросами различных сегментов; ужесточение требований к предоставляемым услугам и ценовой политике; активного расширения информационного обеспечения о стране, ее истории и развитии, культурных ценностях, сегодняшних возможностей через все существующие каналы: средства массовой информации, Интернет, социальные сети, публикации.

Стоит помнить и о значительном потенциале внутреннего туризма в вопросе формирования национальной идентичности. Может, региональным властям стоит задуматься о проведении значительных событийных мероприятий для населения, способных привлечь большое число туристов из других регионов, воспитывать патриотизм у казахстанцев, особенно молодежи.

Только нашими совместными усилиями мы сможем дать толчок развитию внутреннего туризма. И не будем забывать о том, что сказано в Манильской декларации!

Айжан Тлеубердинова,

заведующая кафедрой маркетинга

 КарГУ им.Е.А.Букетова



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?