Этнограф, историк Ф.А.Фиельструп в Сарыарке


01.05.2021

(Опыт краеведческой поездки 1927 года)

(Окончание. Начало в №15).

 

25 июля, понедельник. «Утром Демесин отправился в путь вслед за своим аулом к Балхашу, не попрощавшись с хозяевами. Половину дня провели в кибитке, разговаривая. Главная хозяйка – человек энергичный и знающий. Пришел человек, обещавший сделать вчера сыбызгы, и сделал его из обрезка ука. Потом играл на нем и в конце концов поехал с нами проводником.

Выпив кумыс в богато обставленной кибитке скрытного и нерадушного архибогача Акылбая (тобыкты), поехали под углом к востоку. Снова через волнистые горы перекатывается ходок, и внизу за морем холмов виден аул. Туда мы направились. Вблизи аула есть ряд древних могильников.

Приняли нас хорошо – молодой хозяин и его друзья оказались словоохотливыми и толковыми, но гостей было много, и расспрашивать методически не пришлось. Вечер был музыкальный, завершившийся обильным барашком».

Примечание: сыбызгы – казахский народный духовой инструмент, род флейты с 3-4-мя игровыми отверстиями. Длина инструмента 600-650 мм. Изготовлялся из камыша или дерева. Сыбызгы был широко распространен среди народных артистов.

26 июля, вторник. «Поехали к тобыктинцам и там сменили лошадей, думая ехать прямо к известному Шахкариму. Встречные давали сбивчивые показания о его местопребывании. Ночевали у встречного парня Есимбека Аталыкова».

27 июля, среда. «Были в ауле баксы. Смотрел, описал и фотографировал кобыз. Баксы зовут Исламбек. Это горы Чингизтау, урочище Тайузен, казахи рода тобыкты. Исламбек – баксы должен был куда-то уехать, поэтому мы решили ехать к Шахкариму-хаджи. Взяли у аксакала аула новых лошадей с проводником. Наш вчерашний хозяин Есимбек с нами. Шажком ехали долиной. Скалы местами красивы, покрыты ржавым мхом. Снова попали в Шокпартас и нашли старца на летовке. Принял нас ласково, отвел в юрту отсутствующего сына, усидчиво провел с нами вечер, экзаменуясь по моей программе. Он известный историк, поэт и переводчик «Дубровского» на казахский язык. Говорит хорошо по-русски, а понимает еще лучше, так, разговор шел с перебоями: прямо или через Нукуша».

Примечание: Чингизтау – горный хребет на восточной окраине Сарыарки, некоторым образом отделяет Карагандинскую область от Семипалатинской. Вытянут в северо-западном направлении на 250 км. Встречаются осиново-березовые леса. Долины Чингизтау используются круглогодично в качестве пастбища. Гора Шокпартас имеет отметку 1139 м.

28 июля, четверг. «Весь день в работе. Со второй половины дня принялись за описание свадьбы, и, разумеется, не кончили сегодня. Удивляюсь терпению хаджи. Приехал его младший сын (Ахат – Ю.Г.Попов). Учится в городе. Все они народ рослый, крепкого сложения. Сын, как и отец, сочиняет стихи. У хаджи в 1911 году вышла книга по истории и генеалогии казахов на казахском языке. По ней он справлялся, «что он знал раньше», по его выражению. Шахкарим Кудайбердин – его полное имя и фамилия».

Примечание: Шахкарим Кудайбердин (1858-1931) – крупный поэт и мыслитель, воспитывался в семье Абая Кунанбаева. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким и русским языками. Изучал труды западных философов Спенсера, Шопенгауэра, Канта и др. Переводил на казахский язык Л.Толстого, А.Пушкина. В 1905-1906 г.г. совершил хадж в Мекку. По некоторым сведениям, был в Париже. Автор ряда книг, в том числе «Летописи истории тюрков, киргиз, казахов и их ханств», изданной в Оренбурге в 1911 году. Эта книга и упоминается в дневнике Ф.А.Фиельструпа. Убит без суда и следствия в период коллективизации. Реабилитирован в 1959 году10.

29 июля, пятница. «Утром я ходил на горку снять общий вид аула, рассматривал обстановку, пока не встал и не пришел к нам хаджи. Потом продолжали работу и только во втором часу ночи ее закончили. Я почувствовал: надо ехать, хотя с пользой можно было пробыть здесь и очень долгое время. Дали лошадей, и нас провожал второй сын хаджи, а сам он вежливо подержал стремя при посадке. Дома узнал – баксы справлялся обо мне, послал сообщить о своем возвращении».

30 июля, суббота. «Ждал баксы и занимался по аулу.  Исламбек приехал днем, и я вторую половину дня расспрашивал старика и еще двоих. Не очень удовлетворительно. Потом Исламбек поехал за кобызом и вернулся к ночи. После чая был сеанс, длившийся 2–2,5 часа. На ночь он остался здесь…».

Примечание: Баксы Исламбек – известный колдун, знахарь, обладал чудесной силой заговаривать болезни, угадывать будущее. Исполнял шаманскую врачевательную песню «Баксы сарыны» («Мотив баксы»), которую перенял у своего отца – тоже баксы Берикбая. По некоторым данным Исламбек умер в том же 1927 году. В Семипалатинском музее имени Абая есть его фотография и кобыз, на котором он играл. Казахский кобыз – это двухструнный инструмент, напоминающий прообраз скрипки и виолончели.

31 июля, воскресенье. «Утром упаковка, чай. Кое-что Исламбек рассказал дополнительно. Затем кумыс, снимок семьи, и мы поехали снова в ходке к найманам. Нас провожали сын хозяина и Исламбек на короткое расстояние. Все остались довольны денежным вознаграждением. Остановились по дороге сделать снимок. Потом покатили по дороге…».

В Сергиополе Ф.А.Фиельструп распрощался со своим верным спутником, переводчиком Нукушем Чормановым, разделявшим с ним все тяготы долгого пятисотверстного пути. Через Нукуша шли все переговоры ученого с жителями Сары-Арки и осуществлялась запись этнографических материалов.

Отец Нукуша Чорманова, как и все Чормановы, из баянаульского края. Нукуш Чорманов родился в 1892г. в урочище Шадра. Учился в Семипалатинской учительской семинарии со своим земляком К.И.Сатпаевым, но преподавателем не стал. До революции и после нее избирался в разные общественные органы типа волостного правления и волостного исполкома. В 1928 г. прошел через конфискацию имущества. Скитался по Барабинской степи, жил в Омске. В 1948 году прибыл с семьей в Караганду, где работал на мясокомбинате в Старом городе. Затем семья переехала в село Вольское, впоследствии совхоз «Коммунар» Молодежного района Карагандинской области. Здесь он руководил конторой «Заготскот». Умер Нукуш Чорманов в 1970г. в Караганде, похоронен на родовом кладбище Чормановых в Тендыке Баянаульского района Павлодарской области11.

К сожалению, объем публикации ограничивает перечень лиц – собеседников Ф.А.Фиельструпа. Ценность его дневников не ограничивается только раскрытием имен и судеб, встречавшихся ему жителей казахстанской степи. Остались в стороне упоминаемые им географические пункты и исторические события, расшифровка и описание которых еще впереди.

 

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)

 

Примечание:

10.         Абай. Энциклопедия (на казахском языке), Алматы, 1995, с.367.

11.         Запись беседы с Р.Н.Чормановым от 10 апреля 1994г. Личный архив автора.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?