Играл роль Кебека


17.10.2020

21 февраля 1976 года. Волнуясь, переступаю порог одной из карагандинских квартир в Майкудуке Через несколько секунд мне предстоит увидеть человека, который стоял у истоков казахского национального театра, был первым исполнителем роли Кебека в знаменитой пьесе Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек» на сцене тогдашней столицы республики Кзыл-Орды в далеком 1926 году.

Родился Кусаин Онгарбаев в 1898 году в урочище Аркалык, недалеко от Каркаралинска. Через двенадцать лет, взволнованный рассказами приезжих земляков о школах и книгах, мальчик сбежал в уездный городок. Старшая сестра приютила, устроила в аульную школу, недавно открытую омским семинаристом Мустафой Шантиным.

За успехи в учебе ему позволили учиться дальше, приняв в русско-казахское училище. Рахимбай Сапаков научил Кусаина арифметике, Ныгмет Нурмаков - русскому языку.

Профессиональный путь окончивших подобные учебные заведения был понятен с самого начала - аульный учитель. Кусаин хотел учиться дальше, знать в совершенстве русский язык, читать в подлиннике Пушкина и Толстого. Он переходит в русское трехклассное городское училище. Однако постичь науки Кусаину не удалось.

В степь пришла революция. Всколыхнулся и Каркаралинск, но ненадолго. Контрреволюция задушила народную демократию. Часть учителей во главе с Ныгметом Нурмаковым отправили по тюрьмам, другая – постаралась скрыться в глухих местах. С ними уехал и Кусаин Онгарбаев. Он увозил с собой мечту сыграть роль учителя в Каркаралинском театре, который собирались открыть томившиеся теперь в застенках Колчака комиссары.

Любовь к сцене пришла к Кусаину случайно. Летом он, как и все учащиеся, выезжал на Куяндинскую ярмарку, где перепиской бумаг зарабатывал пропитание.

- В те годы, - углубляется в воспоминания Кусаин Онгарбаев, - Коянды называли еще ярмаркой народного казахского искусства. Деловые люди были заинтересованы в многолюдности, популярности торгового места. На ярмарку приглашают певцов, танцоров, музыкантов и композиторов, борцов. Целое созвездие артистов повидал я на куяндинском небосклоне! Самый крупный из них - бесподобный силач, неоднократный чемпион мира по классической борьбе, друг и соратник Ивана Поддубного - Кажимухан Мунайтпасов. Богатырь поднимал лошадей, гнул железные пруты, крутил на своих плечах карусель из десяти человек.

А разве можно забыть прекрасный голос павлодарской певицы Майры Валиевой, знаменитых самородков Амре Кашаубаева. Кали Байжанова, Габбаса Айтпаева, поэта-импровизатора Ису Байзакова, мастера художественного слова и юмориста Калибека Куанышбаева со своими друзьями, исполнителями цирковых трюков Зарубаем и Жындыомаром, силачом Азанбаем.

Представления казахских бродячих трупп произвели на юного Кусаина незабываемое впечатление. Он не пропускал ни одного концерта, внимательно слушал народные импровизации под аккомпанементы домбры, запоминал и заучивал песни акынов. Течение живой и сложной жизни актеров подсказывало юноше путь на сцену. Смелее искать, смелее отстаивать свои поиски, быть первооткрывателем в искусстве перевоплощения!

В 1920 году в Каркаралинске создается коллектив художественной самодеятельности, который со временем преобразуется в театральную труппу. В сводке политической жизни Семипалатинской губернии за февраль 1921 года отмечалось: «В народном доме города Каркаралинска поставлен ряд спектаклей на русском и казахском языках». На следующий год проводился первый конкурс народных певцов. Первенство единодушно присуждено замечательному исполнителю песен и композитору Габбасу Айтпаеву. В Каркаралинске открылся педагогический техникум, развертывалась сеть просветительных учреждении, появились библиотека и красные юрты. Молодежь жадно устремилась к знаниям, начала строить новую жизнь.

Содержание первых пьес, представленных в Каркаралинске в 1921 году, довольно несложное. Вот сюжет одной из них - «Бетимау, кудаги гой» («Боже, ведь это сваха») Беимбета Майлина. Бай (Кусаин Онгарбаев), заплатив богатый калым, ждет в дом невесту, а невеста противится. Богач организует похищение, невесту доставляют в дом. Дружный смех зрителей сопровождает финал комедии: бай привез переодетую старуху-сваху!

Уже нельзя сказать, когда и при каких обстоятельствах появились в Каркаралинске переписанные от руки две пьесы Мухтара Ауэзова «Байбише, токал» и «Енлик-Кебек». Созданная на основе подлинных исторических событий последняя пьеса пользовалась большим успехом. В детстве Енлик была просватана, но жених умер. Согласно правилам шариата, ей предстояло стать женой Есена - брата умершего. Со своим возлюбленным, батыром Кебеком девушка бежит в горы. Степные судьи приговаривают нарушителей обычаев к смерти.

Покоряющей чертой этого произведения было суровое осуждение сметенного шквалом революции феодального строя. Свободная, смелая любовь героев звучала в унисон событиям дня, воспринималась как призыв к справедливости, борьбе за свободу и равноправие мужчин и женщин способствовала пробуждению степи. Ну, а как было трудно бороться с пережитками прошлого на пороге нового времени, Кусаин Онгарбаев скоро убедился сам.

- На сцене я сыграл сильного, гордого Кебека. Зрители любили меня, народ верил, что я не предам общие надежды. Мне было уже за двадцать лет, возраст, когда юноши начинают подумывать о семейной жизни. Однажды я встретил девушку Далилу. Любовь, как степной пожар, охватила наши молодые сердца. «Далила, - говорил я ей, - будь со мной каждый миг, едем в город». «Нет, - отвечала она, - я просватана за другого, родители не выдержат позора, всякие байские прихвостни заклюют их». Я называл Далилу Енлик, а себя чувствовал всемогущим Кебеком! «Теперь так не будет, - сказал я ей, - джигиты принесли в степь красное знамя свободы. Нам поможет Советская власть!»

Далила и Кусаин написали письмо-заявление в женотдел. Они просили разрешения на брак по новым законам, просили помощи. Драматизм событий был доведен до высшего напряжения. Забушевали религиозные страсти. Родители, покорные носителям человеческой злобы, увезли Далилу в степь. Кусаин не смирился. Он едет в уездный исполком, каждый день навещает начальника милиции, старого большевика Угара Жанибекова. По его совету он пишет заявление в Семипалатинск. Оттуда скоро приходит пакет с «крепкой» бумагой. Начальнику милиции предписано разыскать Далилу, доставить в город. Так и было сделано Жизненная драма новых Енлик и Кебека закончилась счастливо. Кусаин Онгарбаев хорошо понял свою роль в пьесе и отлично исполнил ее в жизненной ситуации.

Первые каркаралинские служители сцены! Я не знаю вас всех за давностью лет и событий. Мне хотелось бы перечислить на этих страницах весь состав труппы, но сделать это чрезвычайно трудно. Если я кого и пропустил — не осуждайте слишком строго. Жамал Чигиров, Макым Тарабаева, Чалымбекова, Курманова, Абдулахмет Акпаев, Такиш Бекпасов, Рахиля Ермекова, Абеу Баймаканов жили в те годы сценой. Студент педагогического техникума Смагул Косубаев, 6удущий полковник, не только был рядовым исполнителем разных пьес, но и писал и ставил пьесы сам. «Торсыкбай» - так называлась одна из них с антирелигиозным содержанием. У входа в театр неизменно можно было видеть Калмбека Куанышбаева из рода Кудайберле. Будущий народный артист занимался рекламой - голосами разных артистов расхваливал очередной самодеятельный спектакль.

В Каркаралинске начинали свой творческий путь и народные артисты Казахской ССР Рахия Мойшибаева и Шолпан Жандарбекова.

Впечатления зрителя тех лет? Не слишком ли трудную задачу поставил я перед собой? Мне предлагает помочь доцент кафедры общей химии КазГУ Сатбек Тогамбекович Омаров.

- В Каркаралинске я учился в школе-девятилетке. Неподалеку был педтехникум. Молодежь этих учебных заведений составляла основной контингент театра. Песни, которые здесь звучали, быстро распространялись по всему уезду. Пропагандировали их мы - зрители во время каникул. Чаще всего на концертах выступали акыны-импровизаторы, домбристы, певцы. Пьес ставилось немного, приживались они с трудом. Зрители только начинали постигать искусство драматического театра. Многих поклонников каркаралинской сцены я встречаю до сих пор.

В двадцатые годы в уездном городке учились будущие члены правительства Казахской ССР Д.Керимбаев и А.Сембаев, академики АН КазССР Ш.Ч.Чокин, О.А.Жаутыков, член-корреспондент АН КазССР А.Ж.Машанов, профессор, доктор медицинских наук Г.И.Тарабаева и другие.

Мы вспоминаем театральные вечера, которые душевно сближали всю молодежь города. О Казахском театре написаны книги. Откровенно говоря, меня это восхищает. Еще в большом восторге я от того, что на страницах специальной литературы достойно оценена игра супругов Онгарбаевых, Калибека Куанышбаева.

Но давайте по порядку. Из Каркаралинска в Кзыл-Орду осенью 1925 года были приглашены трое упомянутых лиц и А.Кашаубаев, вернувшийся в страну из Парижа. Миниатюрная Далила играла на гармони, домбре, неплохо пела. Женский состав формировать тогда было трудно. Поэтому первыми актрисами были жены актеров: Шарбану Бамзакова, Жанбике Шанина, Зугра Атабаева, Шамсия Алибекова, Шакитай Татимова, Далила Онгарбаева.

13 января 1926 года открылся в первый раз занавес Казахского национального театра. Присутствующим был показан третий акт пьесы Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек». Роли исполняли: Кебек - Кусаин Онгарбаев, Энлик - Шамсия Алибекова, Жанал - Амре Кашаубаев, Кобей - Сейфулла Байгожин, Ескенбет - Серке Кожамкулов, он же и режиссер. Художественным руководителем был Жумат Шанин, работавший до этого в Семипалатинске.

Стремясь исключить возможную ошибку в приоритете Кусаина Органбаева на исполнение роли Кебека, я обратился к известному алматинскому театроведу Бегибеку Кундакбаеву. Цитирую выдержку из его письма:

«Еще до открытия театра, на любительской сцене Оренбурга роль Кебека исполнял Рахим Иманбаев. В Кзыл-Орде, после открытия театра, он иногда выступал с этой ролью. Но я считаю основным и первым исполнителем роли Кебека в первые годы существования театра Кусаина Онгарбаева».

Утвердившись в своем предположении, по крупицам собираю факты из жизни своего героя.

Кусаин Онгарбаев больше всего любил и умел играть роль Кебека. Исполнял он ее с большим чувством и то же время весьма индивидуально Багибек Кундакбаев в книге «Путь театра» характеризует его игру такими словами:

«Актер К.Онгарбаев, исполняя роль Кебека, показывал не только героические черты молодого и горячего батыра, но и его скромность и простоту. В доме родителей Енлик, куда приходит Кебек заблудившийся на охоте, он рассказывает о своем поединке с Есеном в горах, как о самом обыкновенном происшествии, в его голосе и движениях не чувствуется хвастовства. Современники спектакля высоко оценили умение актера раскрывать многообразие психологических переживании своего героя, переходы от гнева к волнующей лирике, сочетания в его характере пылкого влюбленного и бесстрашного, мужественного человека, высоко поднявшего знамя борьбы за свою личную свободу и справедливость».

Как истинный актер работает Кусаин Онгарбаев над образами своих героев. Вереница лиц, запечатленная в памяти, проходит до сих пор перед его мысленным взором. И эти воспоминания через века дарят ему успокоение и тихую радость. И Зарлык», «Аркалык-батыр», «Кара-Коз», «Торсыкбай», «Маншар Мулла», «Алтын Сакина», «Исатай Махамбет». В этих и другие пьесах Кусаин Онгарбаев исполнял различные роли.

- Ну, а Далила! - догадывается нетерпеливый читатель. - Конечно, она играла прекрасную Енлик.

Да, вы правы, мой неведомый друг. На память об этих днях у старого артиста хранится памятная реликвия - фотография 1927 года. Супруги запечатлены после одного из спектаклей, где они исполняли роли Енлик и Кебека. Вместе они играли вдохновенно, широко, с полетом, с большим душевным равновесием.

В книге «Путь театра» о Далиле Онгарбаевой сообщается: «Роль Енлик поочередно играли Ш.Алибекова и Д.Онгарбаева. Последняя подчеркивала в образе героини драматически-трагическую линию. Ее Енлик более энергичная, волевая, готовая в любой момент включиться в борьбу за свою любовь, за свою свободу. В финале спектакля актрисе удалось с большой силой показать обреченность героини и сообщить трагедийный пафос всему спектаклю».

Народный артист Казахской ССР Серке Кожамкулов в своих воспоминаниях называет Далилу Онгарбаеву «хорошей певицей и домбристкой». Серке имел возможность наблюдать игру молодой артистки не только на сцене Кзыл-Орды, но и в Малом зале московской консерватории. Одиннадцать исполнителей из Казахстана, в том числе Амре Кашаубаев, Габбас Айтпаев, Кали Байшаков, Калибек Куанышбаев, Далила Онгарбаева и другие исполнили для делегатов Всесоюзного съезда Советов двадцать две каркаралинских песен. Далила с присущим ей блеском спела три песни: о девушке Инкарей, «Еркем» и «Карта». С успехом выступал и Калибек Куанышбаев, ярко представляя бытовую картину проводов дочери замуж, достоверно имитировавший песню слепого.

Концерты казахской музыки в Москве состоялись также в Межсоюзном клубе, на сцене Большого театра в программе «Этномир». В центре внимания неизменно был Амре Кашаубаев, которого зрители встречали и провожали дружными аплодисментами.

После одного из концертов казахские артисты были представлены наркому просвещения А.В.Луначарскому. В Москве артисты сфотографировались вместе с лучшим другом и учителем казахских артистов и певцов Александром Викторовичем Затаевичем. Снимок этот можно видеть почти в каждой книге, посвященной развитию музыкального творчества в республике.

В 1923 году Онгарбаевы вернулись в Каркаралинск. Здоровье Далилы ухудшилось, и в 1932 году она скончалась. К печальным обстоятельствам добавились новые - от туберкулеза угасли дети.

Что делать дальше? Стоит ли начинать новую жизнь? Кусаин Онгарбаев решает забыть театр, родные края, где все напоминало о Далиле и ее любви. Свидетельство учителя пригодилось ему в Сибири. В Кемерово и Иркутске Кусаин Онгарбаев инспектировал казахские школы, затем переехал в Аягуз, где и проработал учителем до 1960 года. Родственники позвали в Караганду, переехал к ним. Живет скромно, с сознанием честно выполненного долга

Кусаин Онгарбаев прожил 92 года и скончался в 1990 году в Караганде.

1976, 2020 гг.

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)

На фото: Д. и К.Онгарбаевы. Около 1926 г.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?