Музыкальный этнограф А.В.Затаевич среди артистов Степи летом 1926 года


12.09.2020

(Окончание. Начало в №35).

 

Через три дня после отправки этого письма Ирина Анатольевна переходила улицу и попала под трамвай. Оставшиеся материалы, в том числе неоконченная рукопись о Куляш Байсеитовой, которую Левицкая хорошо знала, были отправлены в Алма-Ату.

В Каркаралинске А.В.Затаевич находился с 26 июля по 8 августа 1926 года. Он жил на квартире бывшего городского учителя, потом почтового работника В.В.Ситникова. Жена хозяина дома – преподавательница местной школы – и его «девяностолетняя мать, хозяйственная и бодрая старушка» не только уступили композитору просторную комнату, но и частенько оказывали услуги в качестве добровольных переводчиц. К числу помощников А.В.Затаевич относил «высокоталантливого и энергичного доктора С.И.Кропанина и его супругу, пианистку по образованию, очень много способствовавших работе». Композитор заглядывал в дом Кропаниных, чтобы проиграть на пианино записанные им за день мелодии.

В Алма-Ате отыскал я Сергея Сергеевича Кропанина, сына известного каркаралинского врача, доцента Казахского политехнического института. Десятилетним мальчиком встречал он в гостиной своего дома странствующего собирателя – музыканта.

- Гадаете над благодарственной записью Затаевича моим родителям? Два обстоятельства тому причиной. Во-первых, в семье хранился отличный экземпляр пианино марки «Беккер». Во-вторых, мать Наталья Васильевна Кобылина, выпускница Петербургской академии, сама увлекалась казахской музыкой.

Нужно ли говорить, с каким вниманием записывал я в блокнот слова собеседника. Оказывается, Наталья Васильевна вела музыкальный кружок в Народном доме.

- Александр Викторович, - закончил свой рассказ Кропанин - младший, - с интересом просмотрел коллекцию нот матери, сравнил со своими записями. Были у них и споры по поводу правильной трактовки отдельных песен…

Во время летней поездки 1926 года Затаевич прослушал более сотни исполнителей народной музыки. В его записях встречаются имена жителей из различных мест Каркаралинского и Павлодарского уездов. Народному артисту Казахской республики пели, аккомпанируя себе на домбре, слепой певец из Кызылтау Кокбан, работник милиции Сатхан Балаханов, заведующий Павлодарской совпартшколой Мейрам Алибеков.

Баянаульские песни соседнего, Павлодарского уезда, довольно ярко и образно в своих сообщениях характеризовал К.И.Сатпаев. Молодой инженер, впоследствии президент НАН РК, встречался с Затаевичем в Москве и передал ему 25 произведений. В примечаниях в книге «500 казахских песен и кюев» Затаевич указывает, что К.И.Сатпаев – «прекрасный знаток и хороший исполнитель баянаульских песен, давший для настоящего сборника ряд очень ценных сообщений не только в области напевов и мелодий, но и текстов и снабдивший последние русскими переводами».

Встречи с К.И.Сатпаевым позволили Затаевичу познакомиться с рядом прекрасных вариантов творений народных композиторов. Это полная внутренней силы песня «Акбал», спокойная песня Жаяу Мусы «Машкульбай» и драматическая песня Естая Беркимбаева «Хорлан». В репертуар К.И. Сатпаева входила песня – былина «Киса-аны» и несколько семейно-бытовых мелодий. Как «Альди бопем», «Ынкар» и другие.

Земляк К.И.Сатпаева – археолог академик А.Х.Маргулан – поделился с Затаевичем песнями Абая Кунанбаева. Неоднократно встречался Затаевич и с еще одним уроженцем Баян-Аула певцом-импровизатором Исой Байзаковым. Его песня «Гакку» вошла в первую казахскую оперу «Кыз-Жибек», которая стала популярной не только в Казахстане, но и за его пределами.

На маршруте Семипалатинск-Каркаралинск Александра Викторовича ожидали поистине необыкновенные встречи. В Кентской волости выделялся знанием песен Мукаш Юсупов, в Аксаринской – молодой землеустроитель Абак Копашев и его друг Камеш Тленшин. Самым юным помощником Затаевича был восьмилетний Назымбек Майчикин из аула Омара Баурской волости. Пели композитору Мустафа Искаков из Абралинской волости, молодая татарка Хайни Маширова, Зияда Айдаров и другие ценители народной музыки.

Очень много песен собрано А.В.Затаевичем от народных аульных учителей – мугалимов. Перед началом учебного года они приехали в Каркаралинск на специально организованные курсы. Многие отзывчиво отнеслись к просьбе композитора и посещали его квартиру большими группами. Руководитель курсов Муратбек Божаев, из шестого аула Дагандельской волости, сумел заинтересовать композитора песнями родных мест.

«За шесть недель работы около 340 песен… Среди семидесяти сообщений каркаралинских мугалимов, очень ценных по своей непосредственности и свежести, особенно выделяются напевы трех волостей северного побережья озера Балхаш, почти недоступного для научных экспедиций в летнее время».

Из этих семидесяти записей учителей Котан-Булакской, Шубартауской и Дагандельской волостей в портфеле композитора насчитывается 31 прибалхашская песня. Наибольшее количество – восемь – сообщил один из первых учителей Шубартауской волости Мусаил Менаяков. Одну песню наиграл на домбре его брат, тоже учитель, Туркбай Менаяков. Оба преподавателя получили образование в аульной школе, которую в 1904 году открыл их старший брат Оспанкул Менаяков.

Семь песен приходится на долю учителя Абзалбека Медеубаева (аул №6 Котан-Булакской волости). Среди них А.В.Затаевич отметил оригинальное исполнение песен «Кара-тубет», «Айсаулем» и «Орта-бойлын». Из этого же аула №6 Котан-Булакской волости приехал в Каркаралинск Сатмахамбет Иманбаев. Про него А.В. Затаевич сообщает: «Он пробрался с берегов далекого озера Балхаш – свыше двухсот километров пути, при полном бездорожье и безлюдье, среди изобилия змей и всякого гнуса». С.Иманбаев пел песни «Жалган»/«Обманчивая судьба», «Сыргама»/«Скользящая», «Кыздын-ана»/«Женская доля», «Конырказуйрек»/«О гусях и утках» и другие.

Если судить по записям Затаевича, учителя Котан-Булакской волости в музыкальном отношении были более подготовлены, чем представители Шубартауской и Дагандельской волостей. Они подарили композитору девятнадцать неизвестных ему песен. Кроме А.Медеубаева и С.Иманбаева еще шесть степных мелодий сообщил учитель аула №5 Котан-Булакской волости Тажикей Тлеубеков.

В Каркаралинске А.В.Затаевич встречался с Асылбеком Майтасовым. Старый домбрист приехал из аула №1 Дагандельской волости в уездный город по делам. С большим мастерством исполнял он три очень трудных пьесы для домбры, в том числе популярный в народе кюй «Аблай кара жорга»/«Черный иноходец хана Аблая» и кюй «Сарыузен»/«Желтый поток». Последний прозвучал 17 апреля 1927 года в Малом зале Московской государственной консерватории на концерте казахских музыкальных произведений. Исполнил кюй «Сарыузен» каркаралинский певец Габбас Айтпаев. Вместе с ним выступали и другие певцы степного края: Амре Кашаубаев, Калибек Куанышбаев, Кали Байжанов, Далила Онгарбаева, Жамбике Шанина. Концерт проходил под руководством А.В.Затаевича.

Когда Манарбек Ержанов, паренек одного из бедных прибалхашских аулов, стал пробовать свой голос на состязаниях юных певцов, Шашубаю Кошкарбаеву шел пятый десяток. Манарбек любил бывать в ауле Жербулак, где жил акын, и слушать его песни. В середине двадцатых годов юноша приехал в Жетысу зрелым профессиональным певцом. Однажды он спел песни Шашубая молодому поэту и журналисту И.Джансугурову, который позже, во время своей поездки в Москву, напел их Затаевичу.

Манарбек Ержанов добился значительных успехов, ему было присвоено звание Заслуженного артиста республики. Манарбек Ержанов лично встретился с Затаевичем, но это случилось уже в 1934 году, в Алма-Ате, на юбилее, посвященном десятилетию плодотворной деятельности музыкального фольклориста. Из репертуара М.Ержанова композитор отобрал три песни: «Жарыс»/«Соревнование», «Уа-шаржан» и «Калка» /«Милая». Они были включены в подготавливаемый к изданию третий том казахской музыки.

Очень интересно было бы проследить и судьбу степных певцов - помощников Затаевича. Я попытался это сделать и отыскал Анаурбека, сына учителя Абзалбека Медеубаева. О своем отце он рассказал следующее.

Абзалбек родился в 1896 году в ауле №10 Котан-Булакской волости, принадлежит к роду Тобыкты. В 1920 году закончил в Каркаралинске курсы учителей, в 1939 году заочно завершил заочное обучение в Каркаралинском педагогическом техникуме. Работал учителем в Беркаринской и Котан-Булакской волостях, в г.Каркаралинске. В 1953 году вышел на пенсию. За свой труд на ниве просвещения награжден орденом «Трудового Красного Знамени», значком «Отличник народного просвещения», отмечен званием заслуженного учителя Республики Казахстан. Абзалбек Медеубаев умер 4 апреля 1962 года в совхозе им. Абдирова. Шесть песен, записанных Затаевичем от Абзалбека Медеубаева, вошли в книгу этнографа.

В начале своего рассказа я не случайно остановился на письме А.В.Затаевича к Ромену Ролану. Их связывала многолетняя переписка. В 1931 году, когда вышла новая книга А.В.Затаевича «500 казахских песен и кюев» - итог каркаралинского и других путешествий, композитор отправил один экземпляр в Париж. Так ноты 154 каркаралинских мелодий оказались на столе известного французского писателя, музыковеда и общественного деятеля Ромена Ролана. Знаменательный факт в летописи Каркаралинска и Прибалхашья!

О трудах Затаевича также восторженно отзывались музыкальные деятели Германии и Чехии. Композиторы М.М.Ипполитов-Иванов, Н.Я.Мясковский, С.Н.Василенко, М.О.Штейнберг говорили, что из сборников этнографа они извлекали подлинные сокровища народного творчества. Собранные мелодии помогли в рождении 13-ой симфонии Мясковского, «Турксиба» Штейнберга, «Туркменской сюиты» Ипполитова-Иванова, сюиты «Казахстан» Василенко.

Александр Викторович Затаевич прожил 67 лет. Он умер в 1936 году и похоронен в Москве. Мне приходилось бывать у его могилы. Она дорога казахстанцам фигурой акына с домброй, выполненной барельефом на большой плите белого мрамора. Рядом скульптор Янсон-Манизер изваял русского, внимательно вслушивающегося в игру музыканта. В этой сцене запечатлен жизненный подвиг большого друга казахского народа - Александра Викторовича Затаевича.

И в заключение приведу автограф на книге «Живые драгоценности»:

Юрию Григорьевичу Попову.

Цепная реакция началась!

Она в свое время привела меня к Затаевичу, к «Живым драгоценностям». Теперь Вас ко мне. Рада, что растет число подлинных поклонников его могучего таланта, подвига, который он совершил на склоне лет.

Берегите и множьте память о нем!

Ирина Левицкая. 28 марта 1978 года.

Именем А.В.Затаевича названы улицы в Нур-Султане, Алматы и Усть Каменогорске.

Ю.Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)

На фото: А.В.Затаевич за работой.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?