Музыкальный этнограф А.В.Затаевич среди артистов Степи летом 1926 года


05.09.2020

Перебирая старые записные книжки, я остановил свое внимание на одной странице. Торопливый, крупный почерк… помарки…. Несомненно, эти заметки писались не за письменным столом. Читаю, и неровные строки оживают.

25 сентября 1965 года в одном из дворов на проспекте Бухар жырау в Караганде увлеченно беседовали три человека. Народный артист               Казахской ССР Кали Байжанов говорил на казахском языке, говорил, несмотря на свои 88 лет, так живо, что мой друг Меркеш Смагулов едва успевал переводить, а я – записывать. Вот короткая выдержка из записанного в тот день:

«Воспоминания о А.В.Затаевиче. Первая встреча Затаевича и Байжанова в Каркаралинске в 1926 году. Затаевич собирал здесь каркаралинские, баянаульские и прибалхашские народные мелодии…».

Александр Викторович Затаевич родился 8 (20) марта 1869 года в городе Болхове Орловской губернии, в семье военного. Дед его отличился в сражении при Бородино, отец в Севастопольской компании. Сам Затаевич учился в военной гимназии, но стал… композитором. Почти десять лет провел по службе в Варшаве, где сотрудничал в журналах, преподавал в консерватории, был музыкальным рецензентом газеты «Варшавский дневник». Был знаком с выдающимися композиторами и певцами, такими, как С.И.Танеев, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов, Л.В.Собинов, А.Г.Рубинштейн.

Весной 1920 года в Оренбурге, где жила семья, А.В.Затаевич впервые услышал казахскую музыку. Ее своеобразие, красота и мелодичное богатство заинтересовали искушенного музыканта. Инструментальная музыка была для степного народа не просто забавой. В звуках двухщипковой домбры, хранящих музыкальную мудрость столетий, Затаевич находил голоса скорби, радости и надежды. Из поколения в поколение, из рода в род передавались мотивы песен и кюев только лишь устно. Многие, может быть сотни мелодий утеряны. А.В.Затаевич на 51-ом году жизни бескорыстно отдался трудному делу записи, обработки и популяризации казахских народных песен1.

В последующие три года А.В.Затаевич собрал более тысячи казахских песен и кюев. 9 августа 1923 года КазЦИК присвоил ему звание Народного артиста Казахской ССР. В 1925 году вышел и дважды был премирован КазЦИКом и Наркомпросом РСФСР уникальный труд А.В.Затаевича «1000 песен казахского народа»2.

3 июля 1926 года композитор вновь выехал из Москвы в научную командировку. Конечный пункт следования – город Каркаралинск Семипалатинской губернии. Уже в дороге Александр Викторович записывал неизвестные ему ранее песни. В Семипалатинске он записывал всех, кто желал поделиться с композитором дарованием своего народа. Это были рабфаковцы, студенты, портовые грузчики, погонщики караванов.

Путь из Семипалатинска в Каркаралинск для А.В.Затаевича растянулся на добрых полмесяца. Он не спешил, с наслаждением внимая песням возчиков. Часто просил остановить повозку и уходил в сторону от дороги. Ложился на землю прямо в дорожном костюме и с восхищением любовался многоцветным убором июльской степи. Кто знает, может быть, именно тогда родились в душе его строки будущего письма к Ромену Ролану.

«…Я не решаюсь описать Вам на моем беспомощном французском языке красоты степей (в особенности знаменитой Каркаралинской степи, оживляемой холмами и даже горами). Это безбрежное море пастбищ и неведомых цветов, это грандиозные картины и астрономические зрелища восхода и захода солнца; это неизмеримые розовые дали с темно-голубыми зеркалами соленых озер в широкой и белой раме из кристаллической соли (зеркала, испещренные белыми чайками, розовыми в воздухе); это множество орлов различных пород; наконец, даже темный силуэт старого волка, который пробегает близ дороги среди белого дня – все эти картины останутся для меня незабываемыми. Я уверен, что об этом решительно ничего не знают в Европе!

Неудивительно, что в подобной стране есть свои настоящие поэты - певцы! И я чувствую себя счастливым, так как сделал в этих краях около трехсот записей, среди которых исполнение знаменитых: Габбаса Айтпаева, Магиры Шамшутдиновой, Мусулманкула Абсалыкова и других»3.

Перечитывая примечания к сборнику Затаевича «500 казахских песен и кюев», можно догадаться, что «виновником» столь затянувшегося маршрута явился его попутчик Нигмет Нурмаков – председатель Совета Народных Комиссаров Казахской ССР. Глава правительства – уроженец Кувской волости – провел несколько дней с музыкантом в окрестностях величавой и угрюмой горы Ку.

Исследователи творчества этнографа считают украшением сборника песни знаменитого народного певца Габбаса Айтпаева, аул которого помог отыскать Нигмет Нурмаков.

А.В.Затаевич не переставал восхищаться мастерством и обаянием Габбаса.

«Чтобы нам никто не мешал, - вспоминает Александр Викторович – мы отошли с ним от аула поглубже в степь, и там, в ковыльном колеблющемся море, в прекрасный летний день он спел мне «Ардак» и «Кананью», аккомпанируя себе на домбре, а я лежа записывал. Высоко в небе над нами парили (я насчитал) двенадцать огромных орлов - карагузов, ширилось сердце от невиданных просторов. И, конечно, в такой родной обстановке песня Габбаса звучала с особенным вдохновением! ...».

Недолгая, но яркая творческая жизнь одаренного певца Габбаса Айтпаева еще ждет специальных исследований. Смерть Габбаса в 1929 году буквально потрясла Затаевича, который считал, что у подножия горы Ку «навсегда успокоился поэтичнейший из певцов родной степи».

На почтовом пикете около поселка Хлебородный записывал песни Нурилы Адамовой и Зулейхи Сулейменовой. До Каркаралинска осталось 90 верст. Город был наслышан о странном пожилом мужчине, собирателе народных песен.

- В то лето, - рассказывал Кали Байжанов, - «узун-кулак», наш степной телеграф, работал с полной нагрузкой. От аула к аулу летели слухи о приезжем незнакомце, записывающим песни. Степняки не переставали удивляться: русский аксакал знает напевы наших кюев? Он повторяет мелодию, прослушав певца всего один раз! А айтыс акынов может наблюдать целые сутки! И вот однажды - я в это время находился в Каркаралинске - «узун-кулак» сообщил, что меня разыскивает ученый из Москвы. Затаевичу было под шестьдесят. Высокий, седой, с открытым симпатичным лицом. Я пел для него весь день, но из моего репертуара он отобрал десять – неизвестных для него песен: «Буркытбай», «Ыргакты», «Кокжендет», «Канапия» и еще несколько.

Изучая записи Затаевича, я находил подтверждение словам Кали Байжанова. Тот же список песен, те же детали встречи. Затаевич дает много важных и полезных фактов из биографий певцов, есть у него и фрагменты географического и исторического плана.

Вот воспоминания очевидца о Каркаралинске, «этом глухом городке без тротуаров, с широкими улицами – дорогами, с редко разбросанными по сторонам приземистыми домишками и с высокой колокольней недостроенной церкви на центральной площади; все это в рамке внушительных гор, покрытых редкими соснами …»

Были и другие свидетельства А.В.Затаевича о Каркаралинске4. Я убедился в этом, когда прочел книгу И.А.Левицкой «Живые драгоценности», где приведено письмо собирателя казахских песен: «Я очень рад, что приобщился к кочевой жизни, видел хороших людей, записывал великолепные песни, наблюдал удивительные картины природы, видел волка, стаи орлов - карагузов, беркутов. Великолепны ковры цветов в горах. Но спанье на земле (дважды ночевал в открытой степи), сырое холодное лето, напряженная работа по записи песен, сделали то, что я ношу себя гораздо тяжелее, чем когда-либо. Мучительно встать, мучительно лечь. Загорел, а последние волосы встали при мысли, что на днях придется ехать отсюда на почтовых бричках до Семипалатинска. Вёрст около 350, значит, дня четыре, а то и пять...» 5

А не было ли других каркаралинских писем Затаевича? C этого вопроса началась моя переписка с автором «Живых драгоценностей». Переписка длилась два года и вобрала в себя восемь писем. Цитирую выдержки, связанные, так или иначе, с пребыванием Затаевича в Казахстане.

22 ноября 1976 года. В фонде №6 Центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки есть всего одно письмо к жене из Каркаралинска, из которого мной и сделаны выписки. Все остальное, связанное с эти городом, перенесено Затаевичем в примечания книги «500 казахских песен и кюев…»

7 июля 1977 года. Должна сообщить Вам печальную новость – весной умерла дочь Затаевича Ольга Александровна. Оставшийся после нее архив вместе с ее сыном мы отправили в Алма-Ату, в Центральный архив по улице Абая. Там, насколько я знаю, также ничего нет о людях Каркаралинска…

31 января 1978 года. Решила отказаться по настоянию врачей от продолжения работать над книгой о Куляш Байсеитовой и продать имеющийся у меня архив по Затаевичу. Это почти все его сборники, две серии фортепианных «Миниатюр на казахские темы», огромное количество фотографий, связанных с Казахстаном, и другие редчайшие материалы. Написала в Краеведческий музей г. Алматы, в архив…

10 февраля 1978 года. Затаевичем я занялась давно. В 1967 году я была в Алма-Ате, где проработал 25 лет, встретилась с композитором Б.Г.Ерзаковичем. Рассказала ему о своих изысканиях в музее Глинки. Он предложил писать об этом. В семидесятом году сбор материала о Затаевиче был завершен. Рукопись отослана в «Жазушы». Летом 1973 года рукопись прошла три закрытых рецензии, и в 1976 году увидела свет. Но из книги многое урезано. Выпали страницы, посвященные описанию голодного и холодного Оренбурга, моих первых встреч с ним, записи песен на постоялом дворе, поездка в Фрунзе…Шлю Вам эти отрывки. Посылаю Вам очень редкие фото Затаевича.

24 марта 1978 года. Порадовал меня очень приятным известием Борис Григорьевич Ерзакович. Преподнес весточку о том, что режиссер Серик Айтбаев с «Казахфильма» закончил работу над фильмом о Затаевиче. Ерзакович был музыкальным консультантом. Режиссер втиснул в двухчастевый документальный фильм роль Затаевича в становлении профессиональной музыкальной культуры Казахстана, его подвиг музыкального этнографа. Упоминается и моя фамилия в фильме, как литературного консультанта.

28 марта 1978 года. Думала, что же написать Вам на книге. Возникла мысль о «цепной реакции». Не знаю, насколько мне удалось провести ее в книге. То есть мысль о том, что личное обаяние, неуемный, не по возрасту темперамент, безраздельная отдача избранному делу, вера в нужность его, огромный талант – все это покоряло людей, попавших в орбиту Затаевича, начиная с нищего на базаре и кончая комиссарами и поэтами» 6.

 

(Продолжение следует)

Ю.Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)

На фото: А.В.Затаевич и степной музыкант.

Литература.

1. Затаевич А. Исследования. Воспоминания, Письма т документы. Алма-Ата, Казгосиздат, 1958, 304 с.

2. Затаевич А. 1000 песен казахского народа, М., 1925.

3. Затаевич А. 500 казахских песен и кюев, М., 1931.

4. Левицкая И. Живые драгоценности: Документальная повесть об Александре Викторовиче Затаевиче, композиторе, этнографе, открывшем миру неведомую дотоле страну прекрасного. Алма-Ата, Жалын, 1976, 232 с.

5. Попов Ю. Каркаралинский песенный след/ Казахстанская правда, 1994, 29 марта.

6. Личный архив автора.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?