Аль-Фараби, Абай и современность


08.08.2020

Феномен нашей национальной идеи в области истории связан с учением аль-Фараби, мудрыми изречениями Абая, основами тюркской культуры.

Любое общество на разных этапах своего исторического развития отличается особенностями культуры, философии, развития науки. Времена меняются, но эти социальные ценности всегда связаны с духовной природой людей. Без этого общество никогда бы не совершенствовалось. Его благополучие и культура зависят от интеллекта нации, ее стремления к образованию, знаниям, искусству.

В нынешнем году мы отмечаем 1150-летие аль-Фараби и 175-летие Абая. Задача всех проводимых мероприятий и реализуемых проектов – продвижение их идей, учений, изучение опыта. На современном этапе потенциал их знаний, идей актуален как никогда.

Философия аль-Фараби направлена на обоснование цивилизованного развития общества, поэтому из столетия в столетие его мудрые мысли не устаревают, вызывают интерес, продолжают изучаться. Взгляды аль-Фараби и Абая на такие человеческие ценности, как духовность и разум, служат основой для новых глубоких размышлений. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и XXI век» отметил, что нам следует обратить особое внимание на наследие великого поэта и философа, который нужен нашему народу для дальнейшего духовного развития.

Важно понимать, что наши предки уделяли особое внимание историческому сознанию при формировании, укреплении государства. Они пропагандировали его как общий дом для народа и неустанно служили интересам страны. Аль-Фараби и Абай – яркие представители культуры своего времени.

Президент Казахстана подчеркивает: опираясь на богатое наследие предков, мы должны укреплять наше государство, чтобы оно росло и процветало. Важно понимать, что верховенство закона и общественный порядок являются общей задачей.

Уважение к государству означает, что члены общества имеют здравый смысл и несут ответственность за происходящее. Это основа социальной культуры в учении наших мыслителей. Их идеи связаны друг с другом на основе общего сознания.

Каждый казахстанец как гражданин государства должен знать Абая, чтобы понять будущее своего общества, состояние мира. Поняв идеи мыслителя, можно больше узнать об уроках истории. Многие проблемы современного общества обозначены в философии аль-Фараби. То есть феномен нашей национальной идеи в области истории связан с основами тюркской культуры.

Вероятно, аль-Фараби стал великим мыслителем и был назван Вторым учителем благодаря изучению им природы общества и бытия. Он был убежден, что в любое время развитие общества осуществляется через его неизменные, основные ценности. Наука, технологии, политика – это всего лишь инструменты для общества, которые возникают и формируются в новых условиях. А религия, культура, язык, традиции, искусство обеспечивают его глубокое и устойчивое развитие.

Согласно учению аль-Фараби, цивилизация исходит из разума. Общественный интеллект – это интеллект, возникающий из понимания духа природы, опыта истории, всего того, что хорошо, а что плохо для нации и государства. Знания, искусство, труд, профессии, способствующие развитию культуры, должны поощряться в социальной среде.

В своей книге «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби упоминает города, противостоящие цивилизованному обществу: это потерянный город, изменчивый город, невежественный город… «Город, где люди объединяются, чтобы помочь друг другу достичь истинного счастья, является хорошим городом, а общество, где люди помогают друг другу в достижении счастья, является хорошим обществом», – писал аль-Фараби.

Его город является основой модели цивилизованного общества, государства. Цивилизация основана на общих чертах общества, а основополагающая культура – это сосуществование разума, исторического сознания, воспитания и образования. Высшее выражение общественного интеллекта – национальная и гражданская идентичность. Наличие в социальной среде таких качеств, как милосердие, нравственность, искренность, скромность. Человеческая природа состоит не только из души и тела, но и из личности с духовными качествами, такими как сознание, разум, знание. И это неизменно.

По мнению аль-Фараби, общество поднимется до высот цивилизации, если оно не откажется от своих духовных корней. И общество, и человек, живущие на пике цивилизации, нуждаются в духовных ценностях.

«Если мы примем жителей невежественных городов, их души не смогут достичь совершенства, и им неизбежно понадобится материя, чтобы жить, потому что с помощью первых концепций в их умах нет истины. Когда материя, которая является основой их существования, будет уничтожена, силы, которые являются основой существования того, что по своей природе разрушено, также будут уничтожены. В случае жителей добродетельного города, по словам предков, их духовное состояние освобождает их души от материи», – отмечал философ.

В казахской духовности человек, который думает лишь о собственных потребностях, в конечном итоге дистанцируется от общества, называется духовно мелким человеком. В современном глобальном мире вопросы, связанные с природой общества, следует изучать на основе наследия аль-Фараби, Абая и интеллектуалов движения «Алаш». Только тогда мы сможем прийти к правильному пониманию значимости общественного бытия.

Следует отметить, что Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова целенаправленно работает над тем, чтобы студенты изучали духовное наследие предков. В учебные планы всех факультетов включены специальные дисциплины. Цель состоит в том, чтобы способствовать формированию гражданской культуры у нашей молодежи в рамках духовного развития общественного сознания.

Умбеткан Сарсембин,

 заведующий кафедрой

АНК и социально-политических дисциплин

Актюбинского регионального

государственного университета

им. К. Жубанова,

кандидат философских наук



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?