- События
- Рубрики
- С юбилеем, "районка"!
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
Как ведется пропаганда идей деструктивных религиозных течений в соцсетях
28.01.2023
Сегодня популярные социальные сети Facebook, ВКонтакте, Instagram и другие платформы стали рупорами пропаганды идеологии деструктивных течений, посредством которых происходит радикализация верующих и вербовка в ряды радикальных организаций.
Как предостеречь казахстанцев от подобных рисков рассказали в Управлении по делам религий Мангистауской области.
Текущий мониторинг сообществ/каналов религиозного характера показывает активное распространение различных религиозных учений псевдоисламского и псевдохристианского направления посредством социальных сетей Facebook, ВКонтакте, Instagram, мессенджеров Instagram, Telegram, WhatsApp и др. популярные платформы соцсетей и видеохостингов (Youtube). Практически не осталось таких платформ соцсетей, где не представлены сообщества и каналы религиозного характера. Увы, большинство из них представлено именно деструктивными религиозными течениями.
Необходимо осознать, что любое деструктивное религиозное течение опасно тем, что принципы его действий основаны не на созидании, а на разрушении. Большинство из них трактуют религиозные истины в искаженном контексте, при этом они не допускают критического осмысления или сомнения в их учении. В большинстве случаев авторами противоправного контента (постов и комментариев) в социальных сетях являются зарубежные, в отдельных случаях, казахстанские пользователи интернета. Пользователи зачастую в поисках знаний об исламе не идут в мечети, а пытаются найти все в интернете и, как показывает практика, многие из них подписываются на аккаунты и сообщества салафитского направления. При этом названия этих групп и сообществ носят завуалированный характер, они максимально дружелюбны, красочны и содержат много контента, и
неподкованному в религии человеку могут показаться довольно притягивающими, например, «Расскажи мне об исламе», «Любовь в Исламе», «Дневник мусульманки», «Пайдалы насихат», «Аль Нур» и т.д.
Опасность нахождения в группах деструктивного религиозного направления заключается в следующем.
Во-первых, человек неподкованный в религии, изначально начинает знакомиться с искаженными знаниями по религии, получая недостоверные знания о канонах религии, а это подталкивает его на ошибочный путь, который не имеет развития и духовного совершенствования, а наоборот делает его религиозным фанатиком.
Во-вторых – поглощение большого массива искаженной религиозной информации подталкивает пользователя к радикализации. То есть, здесь имеет место быть феномен «саморадикализации», особенно ярко он проявляется, если параллельно на человека идет воздействие социальных, психологических и экономических факторов. В качестве примеров могут служить отдельные случаи суицида, совершаемые в основном молодежью и террористические акты одиночек.
В-третьих, он сам становится источником распространения искаженной религиозной информации в среде общения. Это начинается с простого лайка, написания комментария, а затем он начинает постить наиболее красочные картинки, изречения радикальных проповедников, видеовыступления эмиссаров террористических группировок. Этот путь из трех этапов он проходит индивидуально, от 3 месяцев до года.
Подписка на сообщества религиозного характера с противоправным искаженным религиозным контентом (салафитского направления и т.д.), также действия, способствующие к распространению их материалов (отправка, пересылка сообщении на другие платформы, репосты, лайки) могут привести к нарушениям, за которые предусмотрены соответствующие административные взыскания в виде штрафов по следующим статьям: ст. 453. ч. 4; ст. 490, ч. 1, п. 3; ст. 490, ч.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (минимальный штраф по данным статьям для физических лиц предусмотрен в размере 50 МРП – 138 900 тенге, максимальный – в размере 100 МРП – 277 800 тенге), не говоря об уголовной ответственности.
Вот так в поисках религиозных истин рядовой пользователь, посещая сомнительные религиозные сообщества, вместо достоверных сведений об исламе получает искаженные данные из постов, аудио и видео выступлений псевдосалафитских проповедников и становится на ложный путь, который зачастую ведет его к радикализации и противоправной деятельности на территории Казахстана и в просторах интернета. «Сегодня от мала до велика все, сидя в социальных сетях, практически все имеют свои аккаунты и используют его как инструмент общения. К сожалению, этим умело пользуются вербовщики различных религиозных течений и радикальных организаций. Методика вербовки предельно проста. Во-первых, вербовщики показывают себя жертвами обстоятельств. Во-вторых, они оправдывают свои теракты, объясняя тем, что их ущемляют в правах и в религии - «мы взрываем в ответ на насилие». В-третьих, они призывают вас вступить в их ряды, неважно, где вы находитесь, главное поддержать их идеи, учения, тем самым подталкивая к вступлению в свои ряды», – отметил руководитель КГУ «Информационно-аналитический центр по вопросам религий» Управления по делам религий Мангистауской области Азат Тасболат.
Сегодня религиозные радикалы используют все возможности социальных сетей, в том числе таргетированную рекламу в социальных сетях и видеохостинге You Tube и другие инструменты продвижения контента.
Таргетированная реклама – это объявление, которое транслируется целевой аудитории в интернете на основе общедоступной информации из профилей пользователей. Среди них: возраст, пол, увлечения и предпочтения и многие другие критерии, которые афиширует пользователь. В таргет-рекламе людям предлагают бесплатно посетить тренинг или мероприятие. Необязательно религиозного характера. Это могут быть обучающие уроки, курсы по саморазвитию личности и повышению квалификации и так далее. Главная задача – завлечь на мероприятие как можно больше людей.
Работа социальных сетей построена таким образом, что любой желающий может ознакомиться с данными пользователей – национальности, пола, вероисповедания, место жительства и его предпочтений. Поэтому при использовании любых страниц в социальных сетях нужно избегать размещения полноты информации о себе, а именно:
– не нужно указывать текущее место работы и место проживания;
– не принимать в друзья и дружбу незнакомых людей, а только близких и друзей. Разрешая доступ к своим данным (переписке, личным данным и подпискам) сомнительным личностям, вы открываете им источник информации о своих предпочтениях, а значит, ключ к себе;
– подписываться на сомнительные страницы и каналы. Люди зачастую в поисках знаний об исламе часто подписываются на салафитские паблики. Это подтверждает текущая практика;
– знакомиться в онлайн или вступать в онлайн-переписку с незнакомыми людьми, кто пытается вам помочь в получении религиозных знаний или просит помощь в финансировании нуждающихся. Зачастую вербовщики рассказывают о тяжелой доле верующих, просят профинансировать их организацию, которая зачастую оказывается ячейкой террористической организации. Старая поговорка «Предупреждён – значит, вооружён» в данном случае очень актуальна.
Напоминаем, что, если вы столкнулись с деятельностью деструктивных религиозных течений в интернете, Вам следует обратиться в правоохранительные органы или в управление по делам религий.
Асет Нуров,
главный специалист
отдела по связям
с религиозными
объединениями
и организациями
контртеррористической пропаганды Управления
по делам религий
Мангистауской области