- События
- Рубрики
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
Светскость - не атеизм
21.05.2021
Духовность и религия
Одним из обсуждаемых вопросов в новом законопроекте о религии является соотношение религии и светскости.
В связи с этим в обществе зародились мнения, что «государство ужесточает законы в религии, теперь будем европеизироваться», «а может и вовсе запретят богослужение?». Так ли это? Светскость – это запрет религии и вестернизация? В этой статье мы постараемся найти полноценный ответ на этот вопрос.
Для начала нам необходимо понять, что такое «светскость» и «светское государство».
Светскость - отделение религии и религиозных объединений от государства. Это отнюдь не атеизм и не безрелигиозность.
Казахстан – светское государство. Ни одна религия в нашей стране не может утверждать себя в качестве обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция Казахстана устанавливает свободу совести и вероисповедания, то есть толерантное отношение ко всем религиям. Каждый гражданин вправе выбирать и исповедовать ту религию, которая ему по душе.
Говоря о соотношении права и религии, необходимо также отметить, что государство не вмешивается в дела религиозных организаций, но контролирует их деятельность. Оно не может быть терпимым к каким бы то ни было нарушениям прав граждан. И, уполномоченный в этом вопросе орган, просто обязан если не контролировать, то координировать деятельность религиозных конфессий, с тем, чтобы при этом не страдали интересы других людей, чтобы не создавалась почва для разжигания вражды между представителями разных конфессий и этносов, между верующими и неверующими.
В целом, принцип светскости государства хотя и провозглашает отделение религии от государства, это понятие не ставит ограду между ними. Ибо нет государства без религии, религии без государства. Всё сходится к одной цели – единству народа.
Так, суть светского государства сводится к правовым, демократическим ценностям. И в вопросе веры подытоживается как государство, позволяющее религии развиваться.
Также важно подчеркнуть, что государство не вмешивается во внутренние дела религии и религиозных объединений. Но, если какое-либо религиозное объединение нарушает законы, выходит за рамки законных актов, государство в праве принимать участие в делах этих религиозных организаций. Скажем, по религиозным убеждениям отказываться отправлять детей в школу, отказываться от призыва в армию является нарушением закона. Ислам не принимает такого рода изолирования личности от общества. Поэтому государство в праве привлекать таких граждан к ответственности.
В нашей стране все религиозные объединения, обладая равными правами, имеют и равные обязанности, и несут равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основании и в порядке, установленном законом.
К сожалению, представители нетрадиционных течений вводят в заблуждение некоторых граждан и вносят разлад в общество, противопоставляя светскость и религию. В самом деле, испокон веков ислам сроднился с традициями, обычаями и другими особенностями нашего народа. Потому и мы не должны воспринимать светскость как запрет на религию либо вестернизацию. Религия не должна отделять кого-либо, особенно молодежь, от семейных ценностей, национальных традиций и обычаев. И не препятствовать молодежи получать образование, всесторонне развиваться, стремиться быть полноценной личностью.
Касательно высказывания, что «Светскость – значит запрет на богослужение либо вестернизация», можно отметить, что это зародилось из-за неправильной трактовки понятия «светскость», либо провокаторами опять-таки являются представители радикализма и экстремизма. Светскость не запрещает служить Богу, а как раз дает право на свободу выбора религии.
Что касается вестернизации, мы – независимое государство. У нас есть свои традиции, обычаи и культура. У нас свой менталитет, свои национальные ценности. Светскость не преграда и не обязывает перенимать культуру и менталитет западных стран.
Светскость государства подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе. Формирование светского типа гуманизма будет влиять на формирование нового типа религиозной культуры страны, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность.
Таким образом, принцип светскости предоставляет Казахстану реальную возможность эффективного управления сферой государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Способствует стабильности общества, которая зависит, в том числе, от межрелигиозного мира и согласия. Также происходящие в мире террористические, радикальные действия требуют от государства укрепить принципы светскости, внести изменения в некоторые законодательные акты в сфере религии с целью безопасности и защиты общества. И это важно правильно понимать каждому гражданину государства.
А.Жакупов
(kazislam.kz)