Этнохудожественное наследие Чокана Валиханова


24.11.2018

В статье Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» – «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивается, что «даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое… Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода… Новая модернизация не должна высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации... Это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа».

Национальный культурный код сохраняется во времени и пространстве путем его трансляции в определенных формах в национальном языке, литературе, искусстве и социальных практиках. Он проявляется в любой из областей социальной и духовной жизни народа. В этом контексте актуализируется значительность личности Чокана Валиханова и его уникального этнохудожественного наследия.

Потомок Абылай хана, ученый, просветитель Чокан Чингисович Валиханов (1835–1865) являет собой феномен в становлении культуры казахского народа. Евразиец по убеждениям, он повел свой народ в сторону России и других цивилизованных стран путем знаний. Его мировоззрение сформировалось еще в годы учебы в Омском кадетском корпусе. Здесь он изучал историю Казахстана, Средней Азии и России, произведения классиков русской литературы. Свое образование Чокан Валиханов продолжил в Петербурге.

Известны слова профессора Н.И.Веселовского об ожидании от потомка казахских ханов и султанов, и русского офицера великих и важных откровений о судьбе тюркских народов. Но ранняя смерть отняла эти надежды. Ценно не только научное, литературное, но и этнохудожественное наследие Чокана Валиханова. Эта тема обсуждается со студентами специальностей «Изобразительное искусство» и «Дизайн» на педагогическом факультете.

Этнохудожественное наследие Чокана Валиханова, обширное и многообразное, представляет интерес для искусствоведов, культурологов, специалистов гуманитарного образования.

Основные художественные произведения Валиханова хранятся в архивах Санкт-Петербургского института востоковедения, географического общества и Государственной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина; часть рисунков находятся в Томском архиве Г.Н.Пота¬нина.

Знакомство Ч.Валиханова и Г.Потанина произошло во время учебы в Омском кадетском корпусе в пятидесятые годы XIX века и на всю жизнь они остались друзьями. В начале учебы в Омске Чокан не знал русского языка, и на первых порах ему помогал Григорий, ставший затем его верным соратником. Судьба отмерила друзьям неодинаковый жизненный путь: Г.Потанин прожил долгую жизнь, Ч.Валиханов ушел из жизни в самом расцвете сил, но их творческий и духовный контакт был вечен. В 2012 году в Павлодаре был установлен памятник двум ученым с мировым именем. Памятник стал олицетворением «дружбы на всю жизнь».

Портреты, рисунки, наброски, а также схемы и планы Ч.Валиханова, выполненные в разные периоды жизни, отражают историю и этнографию казахов, киргизов, уйгуров и других народов Центральной Азии, воспроизводят природу родного края. В какой-то мере Чокан Валиханов закладывает основы будущей профессиональной живописи – портретного, пейзажного и бытового жанров.

Мировоззрению молодого Валиханова были присущи элементы романтизма, которые проявились в его любви к народным преданиям; он увлеченно записывал степные сказания и песни; варианты поэмы “Козы Корпеш и Баян Сулу”. Его рисунки отличались простотой и реалистичностью.

По воспоминаниям Г.Н.Потанина, Ч.Валиханов любил рисовать с детства. Некоторые художественные навыки он мог приобрести еще в Кушмурунской казахской школе, организованной его отцом в 1842 году, когда Чокану было семь лет. В ее программу входили такие предметы, как история, география, математика, восточные языки.

Особое пристрастие к рисованию Чокан проявил в годы учебы в Омском кадетском корпусе, где при своих способностях он сумел приобрести основательные знания по гуманитарным, естественным и прикладным наукам, по архитектуре и топографическому черчению. В кадетском корпусе читался специальный курс «О значении архитектуры и составляющих ее элементах». Кадеты проходили практику, ежегодно принимали участие в работах топографических экспедиций и производили геодезическую съемку. В 1850 году Чокан сделал полевую съемку Тургайской и Ишимской степей (чертежи, рисунки, съемки хранятся в архиве АН России).

Определяющее значение для развития графических способностей Чокана имело его общение с художником А.Померанцевым, преподававшим в кадетском корпусе топографическое черчение и рисование. Чокан увлекался и живописью, и рисунком. Рисунки в большинстве своем выполнены свинцовым карандашом, пером и тушью; есть работы, написанные акварелью, маслом.

Рисунки Валиханова можно систематизировать по времени обучения:

- детские опыты в Кушмуруне (1842 – 1847);

- акварели и рисунки периода учебы в Омском кадетском корпусе (1847 – 1853);

- зарисовки во время первых путешествий по Казахстану (1852 – 1853);

- полевые зарисовки в период Иссык-Кульской экспедиции (1856);

- акварели и рисунки во время поездки в Кульджу (1856);

- портреты и рисунки, выполненные в Кашгаре (1858 – 1859);

- портреты, написанные в Петербурге (1860 – 1861);

- портреты людей и этнографические зарисовки, сделанные в родном ауле (1862 – 1865).

(Продолжение следует).

 

Лариса Золотарева,

искусствовед,

профессор КарГУ им. Е.А.Букетова



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?