Великий сын бессмертного Алаша к 350-летию выдающегося казахского поэта, государственного деятеля Бухар жырау (Окончание. Начало в №№16-17, 20-21).


16.06.2018

Конечно же, творения Бухар жырау всецело принадлежат, в первую очередь, казахскому народу, верным сыном которого он был до конца своих дней. Ведь их содержание значительно шире, объемнее, т.к. соотносится не только со временем, в которое жил и творил поэт, но и встречает непосредственный живой отклик и в наше время. Преодолевая время, и в наше время голос поэта возносит чувства и мысли слушателей в сферы духовного познания нескончаемой красоты и сложности жизни, активизируя беспокойную работу ума и души. Слово, непревзойденная поэзия Бухар жырау всегда «служили только на благо казахского народа. Великий жырау поднял казахскую поэзию на качественно новую ступень, сумел передать гордый дух своей эпохи, далеких дней и остался в истории как символ мудрости, художественного миропонимания родного народа» [15, с.190].

Уже при жизни поэта его многочисленные произведения передавались народом из поколения в поколение, но впоследствии до наших времен дошли, к сожалению, примерно всего 1200 поэтических строк Бухар жырау. Многие же строки его произведений, бесчисленные афоризмы поэта получили широкое распространение в народе и превратились в пословицы и поговорки.

Сбором бесценного поэтического наследия Бухар жырау занимались Чокан Валиханов (1835-1865), Григорий Потанин (1835-1920), другие видные исследователи. Произведения Бухар жырау, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции 1917 года в России. Так, Чоканом Валихановым, кровным родственником поэта по материнской линии, вероятно в 1855-1856 годы была написана статья «Исторические предания о батырах XVIII в.», в которой ученый дал некоторые сведения о Бухар жырау [12, с.216-222]. Чоканом Валихановым сделан также подстрочный перевод на русский язык нескольких произведений жырау [24, с.255-272].

В 1880 году Г.Н.Потаниным, видным российским географом и этнографом, исследователем Центральной Азии, при посредничестве Имантая Сатпаева (отца академика Каныша Сатпаева) от внука Бухар жырау Куреке были записаны «хвалебная песнь Бухара о ханском коне, прославление богатств Аблай-хана, песня о разорении калмыков, наставление Бухара Аблаю, песня о стоянке Баганалы и др.»  [25, с.7]. При этом исследователем отмечалось: «При Аблае был Бухар певец (джир), который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джанака» [26, с.15].

В 1878 г. видный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин в своей книге «Киргизская хрестоматия» поместил один толгау Бухар жырау «Ай, Абылай! Когда я видел тебя», но текст поэта был опубликован под другим именем [27, с.2-3]. Несколько текстов Бухар жырау опубликованы также в книге выдающего тюркского исследователя Халида (Халидова) Курбангали «Тауарих-и хамса-йи шарки», вышедшей в Казани в 1910 году [28].

Планомерное изучение жизни и творчества поэта, систематизация его рукописей начались лишь после образования Казахской ССР. Сбережению во времени поэтических толгау, преданий и афоризмов Бухар жырау, как бесценного достояния Алаша, способствовали выдающиеся представители казахской интеллигенции - Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, а также академик Каныш Сатпаев, гордившийся кровным родством с великим поэтом. Мухтаром Ауэзовым еще в 1922 году в номерах №2 и №3 журнала «Шолпан» были опубликованы стихотворения Бухар жырау. Впоследствии Ауэзов М.О. включает материалы о поэте в книгу «Әдебиет тарихи», вышедшую в 1927 году. Сакеном Сейфуллиным некоторые произведения Бухар жырау были включены в сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» (1931; 1932). Поэтические труды Бухар жырау также публиковались в журнале «Таң» (№1, 2, 4) в 1925 году и были включены С.Мукановым и К.Бекхожиным в хрестоматию «Қазақ әдебиеті», вышедшую в свет в 1934 году (в дальнейшем хрестоматия была переиздана в 1950 году).        

Впоследствии произведения Бухар жырау неоднократно издавались в различных сборниках, антологиях и хрестоматиях. Произведения поэта можно найти в учебниках и хрестоматиях по казахской литературе, в антологиях - «Үш ғасыр жырлайды» (1965), «Бес ғасыр жырлайды» (1984, 1989, 1993), сборниках «Поэты Казахстана» (издательство «Советский писатель», Ленинград, 1978) и «Поэзия жырау» (издательство «Жалын», 1987) и некоторых других источниках. Наиболее полно стихи поэта представлены в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году в Павлодаре вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где также представлено значительное количество произведений Бухар жырау.

Впервые отдельным изданием в Казахстане произведения Бухар жырау были изданы в 1992 году - «Бұқар жырау. Шыгармалары» (Құраст. М.Жармұхамедұлы. - Алматы, 1992). В 1990 году китайским ученым-тюркологом Мухтарханом Оразбайулы в архивах города Пекина были обнаружены 36 произведений Бухар жырау, в целом включавших в себя 1051 строку [29].  По словам известного казахского писателя Акселеу Сейдимбекова, пекинский вариант песен Бухар жырау ценен не только тем, что запись произведений осуществлена в конце ХІХ века, но и тем, что в китайской летописи недвусмысленно отмечено, что Бухар жырау свои песни писал сам на бумаге [30]. Поэтому С.И.Джаксыбаев справедливо задается вопросом: не с Бухар жырау ли начинается казахская письменная литература? [1, с.21]. В 1993 году с учетом пекинской находки стихов Бухар жырау отдельным изданием было опубликовано собрание произведений поэта: «Ай, Абылай, Абылай! Толғаулар» (Алматы: Жалын, 1993. - 96 б.).

Свет увидели и фундаментальные энциклопедии, посвященные памяти великого поэта, – «Бұқар жырау: энциклопедия» (шығ. алқасы: Н.Дулатбеков, М.Алпысбес, М.Хамзин. - Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2013. – 600 б.) и «Бұқар жырау: энциклопедия» (ред. алқа: Қ.Асанов, Ж.Әскербекқызы, С.Бексейітов. - Астана: Фолиант, 2013. – 632 б.).

Отдавая дань памяти выдающемуся государственному деятелю и поэту, в 1993 году в честь 325-летия Бухар жырау, в Караганде и в селе Баянаул Павлодарской области поэту были установлены гранитные памятники. В 2008 году в центре Караганды был поставлен новый бронзовый памятник Бухар жырау, в 2014 году – в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района Карагандинской области.

В настоящее время имя великого поэта носят главный проспект Бухар жырау в Караганде, бульвар Бухар жырау в Алматы, одна из центральных улиц Экибастуза. В честь Бухар жырау назван район в Карагандинской области.

В 1993 году для увековечивания имени поэта также впервые была выпущена почтовая марка Казахстана. К 350-летнему юбилею поэта в 2018 году свет увидела и новая марка, посвященная Бухар жырау как выдающемуся государственному деятелю, поэту. Первый в Казахстане специализированный музей литературы и искусства, открытый в Павлодаре, носит имя Бухар жырау. В Алматы на берегу реки Есентай построен красивый жилой комплекс под названием «Бухар жырау Тауэрс». 

Великие заветы Бухар жырау, особенно необходимые нам сегодня, живут в наших сердцах. Полнокровная жизнь и творческий путь поэта являются ярким образцом безграничной преданности Алашу, огромного трудолюбия и жизненной стойкости. Воздавая должное Бухар жырау, как и другим выдающимся деятелям казахского народа, являющимся подлинными образцами для подражания, мы извлекаем уроки для настоящего и будущего, т.к. правильное осмысление прошлого помогает понять характер современных социальных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности, о нашем будущем.

Говорят, что поэты – это часовые Вечности, несущие ее эстафету. Великие творения Бухар жырау бессмертны в душе казахского народа, и в этом бессмертии – и его бессмертие как поэта, достойно пронесшего свою часть эстафеты, которой никогда не будет конца.

 

Использованная литература:

1. Джаксыбаев С.И. Записки краеведа. Научно-популярное издание. - Павлодар: ЭКО, 2008. - 240 с.

2. Казахстан. Национальная энциклопедия /Гл. ред. Б.Аяган. – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004. – 560 с.

3. Бұқар жырау // Қазақ совет энциклопедиясы /Бас редактор М.Қ.Қаратаев. 2 том. - Алма-Ата, 1973. – Б.532-533.

4. Бұқар жырау // Қазақтар. Көпшілікке арналған тоғыз томдық анықтамалық. II том. Тарихи тұлгалар. – Алматы: Қазақстан даму институты, 1998. – Б.80-81.

5. Поэты Казахстана /Вступительная статья, составление, биографические справки и примечания М.М.Магауина. – Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1978. – 608 с.

6. Постановление Кабинета министров Республики Казахстан //.

7. История казахской литературы. В 3-х томах (Ред. колл.: ... И.Т.Дюсембаев (отв. ред. и др.). Том 2. Дореволюционная казахская литература. – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979. – 339 с.

8. Артықбаев Ж. Жыраудың ғұмыр белестері // Орталық Қазақстан. - 2017. – 6 қантар.

9. Артықбаев Ж.О. Бұқар жырау. Он екі тарих. Қарағанды, 1994. – 85 б.

10. Зиманов С.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. – Алматы: Атамұра, 2008. – 224 с.

11. Магауин М. Кобыз и копье. Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVIII веков. Пер. с каз. П. Косенко. – Алма-Ата: «Жазушы», 1970. – 160 с.

12. Валиханов Ч.Ч. Исторические предания о батырах XVIII в. // Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. – Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. – С. 216-222.

13. Көпеев М.Ж. Бұхар жырау // Екі томдық. 2 том. – Алматы: Ғылым, 1992.- Б.114-116.

14. Исмаилов Есмагамбет. Акыны. Монография о творчестве Джамбула и других народных акынов. – Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1957. – 340 с.

15. Магауин М. Азбука казахской истории: Докум. повествование. – Алматы: Қазақстан, 1997. – 224 с.

16. Таукелев А.Н. Политические идеалы Бухара Жырау // Казахский государственный университет. Ученые труды. Том 8. Серия юрид. Вып.8. – Алма-Ата, 1967. С.103-113.

17. Поэзия Бухар-жырау. Составитель Танашев Н.Т. – Алматы, 1993. – 36 с.

18. Куанғанов Ш.Т. Бұхар-жырау және оның заманы. – Алматы: Республикалық «Мұрагер» қоғамы, «Ғылым» баспасы, 1992. - 48 б.

19. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Президент Республики Казахстан. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // akorda. kz/.

20. Бурханов К., Булекбаев С. Казахстанский путь в дилемме: Восток или Запад. – Астана: Елорда, 2010. – 336 с.

21. Абу Насыр аль-Фараби. Трактат о канонах искусства поэзии // Абу Насыр аль-Фараби. Книга о музыке: философские трактаты. – Алматы: Международный клуб Абая, 2014. - С.183-189.

22. Абу Насыр аль-Фараби. Об искусстве поэзии // Абу Насыр аль-Фараби. Книга о музыке: философские трактаты. – Алматы: Международный клуб Абая, 2014. - С.190-197.

23. Нуршин Эрик. Гимн Аблайхана // Доживем до понедельника. – 2000. – 26 октября – 1 ноября.

24. Валиханов Ч.Ч. Образец [причитаний]. Песня об Аблае // Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. – Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. – С. 255-272.

25. Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина (Архивные материалы и публикации). – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1972. – 382 с.

26. Казахские акыны и жырау. – Алма-Ата, 1966. – 320 с.

27. Алтынсарин И. Киргизская хрестоматия. Кн.1. – Оренбург, 1878. – С.2-3.

28. Халидов К. Тауарих-и хамса-йи шарки. – Казань: Орнек, 1910. – 798 с.

29. Оразбай Мұхтархан. Бұқар жырау Пекинде: ғылыми кітаптар 2. - Істанбұл: Фолиант, 1997. – 83 б.

30. Сейдімбеков Ақселеу. Алыстан келген асыл мұра // «Ана тілі». – 1990. - 12, 19 шілде.

К.Айтхожин,

доктор юридических наук, профессор, заведующий

кафедрой

конституционного,

международного права и таможенного дела

Евразийской юридической академии имени Д.А.Кунаева



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?