Бухар жырау краеведческие уроки


26.05.2018

В поселке Ботакара издается газета «Бұқар жырау жыршасы». В советские времена этот печатный орган имел название «Знамя Ильича». В редакции был крепкий коллектив в лице Н.А.Худенко, Н.И.Блудчего, З.П.Богданцевой. С моими краеведческими зарисовками о людях ботакаринского края они оперативно знакомили население. Старожилы оценили мои поиски. Начались безотказные беседы с аксакалами. Благодаря им в «Знамени Ильича» 21 и 23 мая 1987 года был опубликован мой первый материал о личности Бухар жырау. Его навали «Голос из глубины веков». «Индустриальная Караганда» свой Бухаржырауский проект публикаций умело подпитывала. Настало время сказать свое слово знаменитым ученым–историкам. Тем не менее, мои любительские находки тоже появились. Им отвели место 19 марта 1992 года, 12 июня и 14 августа 1993 года. Сегодня открываю записи прошлых лет.

Урок 1. Из июньского дневника 1993 года.

Когда едешь автодорогой Шалкар-Садык-Мавзолей Бухар жырау, все внимание переключается на красоты окружающей местности. Березовые перелески с их чистейшей родниковой водой, волнистые, как море, сопки, на благодатных степных просторах то там, то тут белеют юрты, сочной травой лакомится скот. Древняя земля предстает во всем своем величии.

Однако не спешите радоваться: человек успел-таки нанести ей зияющие раны. То и дело по трассе видны карьеры для выемки песка и камня. Правда, по заверениям автодорожников, к юбилею Бухар жырау будет проведена их рекультивация. И все же, какими вещими оказались слова Бухар жырау, написанные им три столетия назад.

Гибнет высокая гора,

Если туман успел укрыть,

Гибнет облако, если оно

Не может гору перевалить.

Гибнут и солнце, и луна,

Если тонут в мраке ночном.

Гибнет и озера волна,

Если ее затянет льдом.

Гибнет и черная земля,

Если ее покроет снег.

Что же не гибнет? Чей вечен век?

Доброе имя человека

И слова поэта не умрут.

Что ж, память о Бухар жырау сохранена. Неужели мы не сделаем того же по отношению к легко ранимой природе?

Урок 2.Что писал Чокан Валиханов.

Крымские татары слово «жырау» трактуют не только как поэт, певец, выразитель народных дум, но и как предсказатель, прорицатель, кудесник, гадатель и отчасти волшебник. Чокан Валиханов по этому поводу сообщает: Аблай хан в одном из набегов на джунгар отправил вперед разведку в количестве 1000 человек, разделив их на два отряда. Одним командовал Джанатай, другим Богембай-старший. Батыры долго не возвращались.

Аблай стал беспокоиться об их судьбе, и спросил Бухар жырау: «Отчего так долго не возвращаются молодцы?».

Бухар отвечал: «Джанатай пройдет через Талкын, Богембай пройдет Кульджаном. а хан-Баба назад прибежит».

Предсказание сбылось. Действительно, Джанатай миновал Талкын - военную крепость около Хоргоса, Богембай попал в засаду, но проявив ловкость и отвагу, как батыр Кульджан, вырвался из рук врага. Бывший с ними хан-Баба, сын знаменитого Барака, поплутав в степи, вернулся назад. Когда предсказание сбылось, Аблай так запрыгал от радости, что «макушка его задевала небо».

Еще одно из народных преданий. Хан Аблай перед выступлением в поход призвал Бухара и спросил его о положении луны и солнца, желая знать, будет ли поход удачным.

Бухар ответствовал: «Если желтый бура (верблюд), подойдя к знамени и глядя в сторону неприятеля, забушует, хан возвратится с добычей. Если желтый бура пришел, но у знамени лег и вытянул шею по земле, не выступай, хан, в поход, тебя ждет неудача».

Урок 3.Свидетельствует Григорий Потанин.

После Чокана Валиханова тексты песен Бухара записывал известный русский ученый Г.Н.Потанин. Он получил их в 1880 году от внука жырау Курманбая, который слыл ахуном, ученым человеком и славился как певец. Среди текстов, записанных от Курманбая, - славословие Аблаю, славословие его коню, предсказание о приходе гургитов, песня о разорении калмыков, песня, напоминающая Аблаю о днях его изгнания и бедности, наставительная песня и песня-прощание с ордой Баганалы, ряд толгау-раздумий.

В архиве Г.Н.Потанина, который находится в библиотеке Томского университета, хранится отрывок из предания о Бухар жырау: «При Аблае был Бухар-певец, который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джапака. Бухар сочинил хвалу Аблаеву аргамаку и хвалу самому Аблаю. Сын его Джарлыгап би был отправлен c дядей при Айсултане, который назначался в заложники…».

В бумагах Г. Н. Потанина есть один из вариантов песни Бухара «Сизый голубь». Она о лихих джигитах, промышляющих угоном скота.

Сизый голубь, сизый голубь,

Сизый дикий голубь летает ради пищи.

Сизо-пестрым щитом прикрывшие,

Витязи рыщут ради скота.

Ради сверстников, сверстников

Я тополь срезал, чтобы сделать плот,

Я шубу подрезал ради скота,

От сверстников из-за забот

Отстал я ради черной сабы.

В долине Чубарагаш войска Аблая бились с гургитами (маньчжурами) и, оттеснив их от воды, заставили поклониться в ноги Аблаю. Бухар по этому поводу пел:

Не пришел ты в настроение.

Щедрый Аблай, моя опора,

Чубарагаш, просторная степь,

Убежище в пустыне.

Извечные твои недруги поклониться

Тебе пришли, моя опора.

Урок 4. Прорицатель М.Ж. Копеев.

Первым биографом Бухара считается его дальний родственник, собиратель устного народного творчества Машгур Жусуп Копеев (1857-1931), чья могила сохранилась у подножия той же горы Далба, где похоронен Бухар жырау. М.Копеев изучал арабский и персидский языки, много путешествовал по Средней Азии и Казахстану, был знаком с известным тюркологом В.В.Радловым, издал в Казани несколько книг. Записи М.Копеева находятся в рукописном фонде библиотеки НАН РК. Специальный раздел фонда посвящен Бухар жырау. В нем больше толгау и вещих песен, чем в архиве Г.Н.Потанина.

М.Копеев приводит многочисленные факты из жизни любимого им поэта. По данным М.Копеева, Бухар происходит из рода Аргын, из его колена Тортуыл Каржас. Отец Бухара, Калкаман, был батыром, еще при хане Тауке, умершем в 1718 году. Бухар был известным бием, влиятельным и уважаемым человеком. В 1781 году, когда умер хан Аблай, Бухар был еще жив. О смерти хана им создан песенный плач - жоктау.

Опираясь на разные факты, М.Копеев считал, что Бухар родился около 1668 года, а умер после 1781 года, что к богатству он не стремился и даже в 60 лет еще не имел скота. Однажды он попросил у своих родичей на время коня, о чем впоследствии говорил в стихах:

Это я пришел, Бухар,

Бай Ахан и бай Тобет.

Я прошу у вас коня,

Мне не говорите: «Нет».

Бухар в совершенстве владел искусством слова. «Его современники, - отмечал М.Копеев, - считали, что у Бухара волшебное горло. Он будто бы не говорил просто, а всегда стихами, в рифму...».

И еще: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, нужно долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона...».

 

(Продолжение следует)

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?