Султан Кенесары – сын султана Касыма Аблаева


27.02.2021 12:57

Сегодня любой школьник, заглянув в Интернет, может обнаружить ряд героических свидетельств о жизни и смерти последнего правителя Казахского ханства чингизида Кенесары Касымова (1802-1847).

Люди, влюбленные в историю Казахстана, идут дальше, вглубь своих родовых корней. Какую позицию занимали их предки в годы борьбы Кенесары за независимость? Кто из наших сарыаркинцев сражался под знаменем храброго султана?

Мне пишут из Балхаша:

«Обращаюсь по личной просьбе бывшего директора совхоза «Шамшинский» Актогайского района Мукажанова Куаза Мукажановича. Его интересует любая информацию о предках Бабеке Кармысове и Кулеке Кармысове. Они участвовали в восстании Кенесары-хана в отряде Агыбай батыра. Это примерно в 1837-1847 годах…».

Еще один житель Балхаша Ж.Н.Шушенов, автор монографии «Акжолтай Агыбай батыр» (2002), подтверждает участие прибалхашских казахов в волнениях того времени, а его предок Агыбай Конырбаев (1802-1885) был ровесником хана Кене и его соратником.

Из поселка Егиндыбулак Каркаралинского района Турысбек Тусупбеков сообщил предание:

«У Таттимбета есть кюй «Бесторе» («Пять торе»). Он создан в честь народных полководцев Кенесары, Наурызбая, Есенгельды, Саржана и сестры Кенесары – Бопай. Этот кюй мелодирует ярость и негодование, возмущение против тех, кто не поддерживает героев. Среди них были батыры Рустем и Сыпатай. Они бежали с поля боя… У Кенесары осталось 500 сарбазов…».

Теперь отойдем от «свежих» авторов. Сорок лет назад я хорошо знал каркаралинского учителя Сламбека Бекбергенова. Аксакал был неистощимым рассказчиком, хорошо знал старину и хранил в памяти много интересного.

Как-то я спросил старожила:

- Почему появилось в Каркаралинских горах название урочища, а при нем и поселка «Комиссаровское»?

Бекбергенов ответил так:

- Немножко воображения, и все станет на свои места. Комиссар – это русифицированное слово казахского кемисар или кенесар, от которого недалеко и до имени Кенесары.

- Того самого мятежного Кенесары Касымова? - удивился я.

- А что тут странного? Кенесары кочевал по всей Сары-Арке, стоял лагерем и у Каркаралов в диком ущелье...

Сламбек Бекбергенов знал, что говорил. Серьезный семипалатинский краевед Н.Я.Коншин самым обстоятельным образом прикоснулся к судьбе Кенесары Касымова, имя которого пользовалось популярностью среди казахов Каркаралинского округа.

В 1825 году каркаралинский сотник Карбышев со своим отрядом и джигитами Букейхана, которыми руководили его дети Тауке и Султангазы, нападает на мятежные аулы Саржана Касымова. Поход повторили и на следующий год. Волнения не прекращались не только в Каркаралинском округе, но захватили и Баян-Аул, откуда началось движение патриотов против царской колонизации.

В 1838 году был отмечен массовый уход населения ряда волостей за Балхаш и на реку Чу, где Кенесары собирал вольницу. Полностью откочевали Карсон-Кирнеевская, Альтеке-Сарымовская, Кулюк-Каржасская и Сатылган-Алтын-Туринская волости. Генерал-губернатор Западной Сибири князь Горчаков запросил у царя разрешение вернуть непокорных и наложить на них контрибуцию. Разрешение было дано.

19 мая 1839 года из Каркаралов выступил отряд в 150 человек при одном конно-артиллерийском орудии с провиантом на полтора месяца. Отряд возглавлял сотник Ребров, ему помогали Шушерин и толмачи Жданов и Кошкаров. Возле Актауского укрепления кочевники были перехвачены, с них собрали подать за 1838-1839 годы.

Кенесары Касымов, в свою очередь, предпринял ряд набегов на пограничные пункты. Поэтому в 1839 году в Каркаралинск был командирован сотник Волков и с ним 200 человек. Образовался солидный гарнизон: 347 нижних чинов, 36 урядников и 4 обер-офицера. В июле было получено известие, что Кенесары Касымов взял маршрут в сторону Акмолы. Каркаралинский отряд, который сопровождали султаны Турсун Чингузов и Кушпек Таукин, 24 июля вышел к низовьям Нуры, где стал лагерем. Командование осуществлял на этот раз сотник Волков. Он сообщил в Акмолинский приказ, что 9 октября, ночью, Кенесары Касымов с войском в 1500 человек атаковал каркаралинцев. Несколько человек было убито, а трое, и среди них Леонтий Морожников, попали в плен.

Летом 1840 года Ребров и Шушерин опять ходили в степь «противу мятежных полчищ». В бегах было 4600 кибиток (около 20 тыс. человек), которых сотник Измайлов с толмачами Суворовым и Михайловым силой старались вернуть в места обитания. И в последующем сотники Усов и Карбышев неоднократно отправлялись в степь для поимки самого Кенесары Касымова. В 1844 году каркаралинский отряд вблизи Улытау захватил в плен старшую жену Кенесары Кунимжак-ханым. На следующий год хан получил ее обратно через обмен на пленных. Вот тогда-то и был освобожден каркаралинец Леонтий Морожников.

В другом месте Н.Я.Коншин сообщает:

«Кенесары был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей, волновавшихся, как Худаймерды Газин, Сиванкул Ханжожин и др. Все они не были способны выйти из узкой сферы родовых отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве всех киргизов без различия племени и даже орд».

Другой историк, Л.Мейер, в статье «Киргизская степь Оренбургского ведомства» (1865) дает такую характеристику наезднику-партизану:

«Красиво одетый в бархатный бешмет с «полковничьими эполетами» на плечах, с знаменщиком позади, сопутствуемый наездниками-кольчужниками с длинными, колеблющимися пиками, Кенесары скакал всегда впереди своих скопищ, легко разбивая стремительностью своих атак ополчения враждебных родов и султанов-правителей...».

Кенесары - сын султана Касыма, внук хана Аблая, которым он очень гордился. Кенесары считал себя продолжателем его дел, законным наследником, заявлял, что «будет ходить путем деда» и бороться «за принадлежащие его деду Аблаю земли». Он хотел стать ханом в границах Российской империи, причем ханом независимым. Жить с Россией и другими странами на равных правах. Этого не получилось, и Кенесары без разбору громил как русские поселения, так и казахские аулы, отказавшиеся примкнуть к его движению.

Кенесары - этот постоянно блуждающий демон Сары-Арки - стал еще при жизни героем ряда дневниковых записей. А.Янушкевич, совершивший в 1846 году деловую поездку по Центральному Казахстану, регулярно вспоминает возмутителя общественного спокойствия. Так, когда с вождями племен Большой орды обсуждался вопрос о Кенесары, то «пришли к тому, что помощи против Кенесары они не обещают, но поручились, что с ним не соединятся, и что он, увидев это, должен будет уйти от них. Стало быть, мир, и вся наша экспедиция закончилась без кровопролития». В ауле султана Газы на Токрау Янушкевич слушал героическую песню о брате Кенесары Саржане. 5 сентября 1846 года чиновник встретил казачьего офицера Карбышева, направленного против Кенесары. Несколько месяцев в плену у султана находился офицер П.К.Услар. В 1848 году в «Отечественных записках» (том 10) появились его воспоминания на эту тему.

В таком представительном труде, как «Россия» (18 том, 1903) А.Н.Седельников, А.Н.Букейханов и С.Д.Чадов так охарактеризовали движение Кенесары Касымова:

«Он пытался поднять под свое знамя весь казахский народ. Огромная масса кочевого населения осталась, однако, равнодушной к воззванию Кенесары. Но смелость и удальство, обнаруженные его братом Наурызбаем и товарищами последнего, завоевали симпатию населения, которое, не выражая активно своего сочувствия, постоянно оказывало покровительство людям Кенесары, спасая их от преследования. Благодаря этому Кенесары в течение 7 лет продержался господином степи, которую исколесили его приверженцы от Оренбурга до Каркаралов, от Петропавловска до Туркестана, предавая уничтожению аулы и поселения и забирая в плен людей. В1847 году Кенесары и Наурызбай были убиты дикоплеменными киргизами, и теперь об их необычайной удали и смелости «осталась только песня в памяти народной».

Как погиб Кенесары, как принял смерть, не знает никто. Существует несколько версий. М.И.Венюков в 1868 году писал, что «своим коварным поведением и беспрерывным хищничеством Кенесары достаточно успел ожесточить всех своих противников, и киргизы с живого содрали его кожицу, а тело потом сварили в котле...».

Эту же точку зрения поддерживает Маев в книге «От Ташкента до Верного». А.Шепелев в 1879 году пишет:

«Кенесары со своими сподвижниками Наурызбаем и Худайменде был взят в плен на третью ночь блокады на холме Кеклик-Сенгир. По удостоверению личности он был убит вместе с Худайменде, Эрджаном, Наурызбаем и другими на третий день плена. Как именно был убит Кенесары - неизвестно, но достоверно то, что он не был сварен живым в котле. Кенесары подвергали истязаниям и насмешкам потому, что он объявил себя ханом и требовал от кара-киргизов себе подчинения, как хану».

В тридцатые годы XX столетия отношение к имени Кенесары в республике было самое благосклонное. Мухтар Ауэзов написал пьесу «Хан Кене». Историк и литературовед Е.Исмаилов подготовил две рукописи - «Восстание Кенесары Касымова» и «Кенесары». Он же, вместе с Х.Бекхожиным, собрал однотомник (510 с.) песен и поэм о Кенесары и Наурызбае. Во время Великой Отечественной войны казахские ученые подготовили монографию «Героическая борьба казахского народа под руководством Кенесары Касымова». Все перечисленные опусы были представлены на научной сессии Казахского филиала Академии наук СССР в Алматы в 1943 году. Возможность ознакомления с ними получили такие известные писатели страны, как М.М.Зощенко, К.С.Паустовский, С.Н.Сергеев-Ценский, К.С.Симонов, находившиеся в составе президиума.

Казахские историки М.Абдыкалыков и Е.Бекмаханов много занимались оценкой личности Кенесары. Был сделан объективный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны его деятельности. В 1947 году под редакцией профессора М.П.Вяткина вышел труд Е.Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XIX века». Академия наук Казахстана наградила профессора Е.Бекмаханова специальной медалью.

Но скоро оказалось, что не всех устраивает это яркое исследование ученого. Т.Шоинбаев, Х.Айдарова и А.Якунин 26 декабря 1950 года опубликовали в газете «Правда» статью «За марксистско-ленинское решение вопросов истории Казахстана». В ней утверждалось, что автор в своей работе возвеличивает деятельность ханов, протаскивает антирусские, буржуазно-националистические идеи. Последствия статьи скоро сказались. Было принято специальное постановление ЦК ВКП (б), где обязали президиум Академии наук республики переработать первый том «Истории Казахской ССР», устранить политические ошибки, осветить вопрос о движении Кенесары Касымова, как реакционном. Директора институтов, редакторы журналов и газет должны были публиковать разоблачающие статьи. Секретарям обкомов, райкомов, парторгам на предприятиях предписывалось обсуждение статьи в газете «Правда». В результате пострадали Е.Бекмаханов и М.Ауэзов. К.И.Сатпаев был снят с должности президента. Книга была уничтожена почти полностью. Из 10-тысячного тиража осталось несколько экземпляров.           

Многие годы концепция феодально-монархического движения Кенесары главенствовала повсюду. Об этом писали К.Жармагамбетов и С.Е.Толыбеков (1951), Б.Джамгерчинов (1958), известный писатель И.Есенберлин в романе-хронике «Кочевники» (1978). Даже в 1985 году в первом томе Краткой энциклопедии «Казахская ССР» Кенесары продолжали величать предводителем феодально-монархического движения.

В1992 году исполнилось 190 лет со дня рождения Кенесары Касымова. Юбилейная дата прошла незаметно. Однако издательство «Жалын» переиздало биографические очерки Ахмета Кенесарина «Султаны Кенесары и Сыздык» (Ташкент, 1889).

Автор – сын Кенесары. Когда погиб отец, ему было пять лет. В1870-1880 годы работал младшим помощником Чимкентского уездного начальника. Книга эта появилась на прилавках магазинов, и пересказывать ее содержание не стану. Закончу отрывком, вынесенным на обложку воспоминаний:

«Так кто же он на самом деле, султан Кенесары Касымов, одна из самых загадочных личностей в истории Казахстана прошлого века? Если враг казахского народа, как навязчиво подсказывают официальные источники, то тогда почему даже в годы суровых сталинских репрессий тайком, в кругу родных и близких о нем пересказывались легенды, предания, пелись песни, под страхом ареста хранились портреты Кенесары и членов его семейства, рукописные и печатные документы о его деятельности... ».

Вопросы поставлены прямо. Жизнь вечного скитальца поднимается на новый уровень исследований.

В заключение снова о письмах читателей. Голова хана Кене, его личные вещи, боевые знамена и оружие были отправлены в Петербург. Ныне поиск головы возведен в ранг государственной задачи казахстанцев. Пока идет переписка между чиновниками России и Казахстана, энтузиасты-историки в поиске. Известный в Караганде энциклопедист А.Ж.Жангожин пишет мне:

«Прошу найти снимок из книги «История царской тюрьмы» (1904). Снимок сопровождается подписью «Голова киргиза-разбойника». Это фото, по данным Ержана Имашева, является головой не кого-либо, а именно Кенесары Касымова».

Из Алматы написал Канат Боранкулов:

«Надо проверить все музеи Петербурга на предмет хранения там останков хана Кене…».

Просьбу я выполнил. Привлек к поиску уважаемых в России этнографов. Однако безрезультатно. … Обнаружили лишь голову жителя Монголии. Ее сохранность обеспечивается специальным режимом хранения.

По некоторым сведениям, экспонат – голова Кенесары - находится в Москве, в Гохране. Этому будем верить и работать дальше!

 

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?