Ждать ли повышения тарифа на электроэнергию?


21.12.2019

Новый год жители Бухар-Жырауского района возможно встретят с новыми тарифами на электроэнергию. С 1 января 2020 года ТОО «Расчетный сервисный центр» намерено поднять цену за электроэнергию. Для потребителей стоимость может вырасти сразу на 6 процентов. Соответствующую заявку компания уже направила в Департамент комитета по регулированию естественных монополий по Карагандинской области.

С чем связано повышение цены и как вырастет стоимость электроэнергии для населения, руководство ТОО «Расчетный сервисный центр» попыталось разъяснить в ходе публичных слушаний, прошедших 18 декабря в районном Доме культуры.

В слушаниях приняли участие заместитель акима района Сапар Сатаев, секретарь районного маслихата Асхат Әли, первый заместитель председателя районного филиала партии «Нур Отан» Марат Нурланов, главный специалист Департамента комитета по регулированию естественных монополий по Карагандинской области Ляйля Саринова, акимы ряда сельских округов, сел и поселков, а также депутаты районного маслихата, представители ОКМС.

Как сообщил директор ТОО «Расчетный сервисный центр» Алдияр Серикбай, подорожание связано с увеличением затрат на покупку и транспортировку электрической энергии, а также стоимости услуг по поддержанию рынка мощности с 1 января 2020 года.

Как оказалось, производитель электроэнергии ТОО «Караганда Энергоцентр» с 1 октября 2019 года поднял тариф на 0,82 тенге – с 5,88 до 6,70 тенге за 1 кВтч, а ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» с нового года планирует продавать электроэнергию по 6,44 тенге за 1 кВтч.

Кроме этого, на изменение затрат на транспортировку электрической энергии повлияли увеличение тарифов и изменение объемов транспортировки электроэнергии по сетям энергопередающих организаций. В частности, АО «KEGOG» с 1 января 2020 года намерено поднять стоимость на 0,301 тенге – с 2,496 до 2,797 тенге за 1 кВтч. Поднимают тарифы и другие энергопередающие организации - АО «Арселор Миттал Темиртау», ТОО «Канал им.Сатпаева», ТОО «КРЭК», ТОО «ЭнергияСтрой» и так далее. При том, что ТОО «Караганда Жарык», по сетям которого и поставляется электроэнергия всем потребителям Бухар-Жырауского района, оставляет цену без изменений – 5,31 тенге за 1 кВтч. Однако, при сложении всех затрат выводится усредненная цена.

- В соответствии с подпунктом 2 статьи 124-8 Предпринимательского кодекса ТОО «Расчетный сервисный центр» 29 ноября 2019 года уведомило Департамент комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по Карагандинской области о предстоящем изменении цены на услуги розничной реализации электрической энергии. Средняя цена по проекту составляет 17,89 тенге за 1 кВтч (без НДС), увеличение по сравнению с действующей ценой (16,20 тенге за 1 кВтч) составляет 1,69 тенге или 10,4 процента, - сообщил А.Серикбай.

Он также разъяснил, что основную долю затрат – 94,3% или 16,88 тенге, составляют производственные затраты, в том числе покупка электроэнергии – 36,9 процента (6,6 тенге), транспортировка электроэнергии – 49,8% (8,9 тенге), организация централизованных торгов и услуги балансирования производства\потребления электрической энергии – 0,57 (0,10 тенге) и услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки – 7,1% (1,28 тенге). При этом затраты ТОО «Расчетный сервисный центр» в средней цене составляют 5,7% или 1,01 тенге, говорит руководитель товарищества.

В зависимости от объемов потребления цена на электроэнергию с 1 января 2020 года может измениться для всех потребителей – для физических и юридических лиц и бюджетных организаций.

К примеру, для физических лиц, при норме потребления 100 кВтч на 1 потребителя вместо 14,94 тенге возможно придется платить 15,88 тенге, при норме потребления до 180 кВтч стоимость поднимется на 1,01 тенге – с 18,77 до 19,90 тенге за 1 кВтч, тем, кто расходует выше 180 кВтч, тариф составит 24,88 тенге, что выше прежней цены на 1,25 тенге.

Стоимость электроэнергии для бюджетных организаций поднимается более чем в 2 раза и составит 53,54 тенге за 1 кВтч вместо 25,45 тенге (с учетом НДС).

Какой тариф в конечном итоге потребители получат в новом году, узнаем совсем скоро. Между тем, большинство участников публичных слушаний, обращаясь к представителям Департамента комитета по регулированию естественных монополий, просили встать на сторону населения и при рассмотрении заявки учесть его мнение.

Цена на электроэнергию ежегодно повышается, а качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего - население жалуется на частые перебои с электроэнергией, низкое напряжение в сетях. На этом моменте заострили внимание заместитель акима района С.Сатаев, первый заместитель председателя районного филиала партии «Нур Отан» М.Нурланов, секретарь районного маслихата Асхат Әли.

- Повышение цены подразумевает и повышение качества, - говорит секретарь районного маслихата Асхат Әли. – Вы продаете товар, мы его покупаем. И потребители вправе требовать качество.

Ряд претензий высказали депутат районного маслихата Аблай Султангали, аким Кокпектинского с\о Айдын Досмаков, аким Акбельского с\о К.Каржанов и многие другие.

- Два года назад на аналогичных публичных слушаниях было высказано много претензий по качеству предоставляемых услуг. Все вопросы записывались в протокол. Но по сей день мы не знаем, какую работу провела компания по тому или иному вопросу, которые были озвучены ранее. И вот сегодня мы вновь говорим о качестве, а компания – только о повышении цены, - говорит Аблай Султангали. – По большому счету потребителей не волнует, кто, кому и по чьим сетям передает электроэнергию. Я, как рядовой потребитель, добросовестно оплачиваю за электроэнергию и хочу получать качественную услугу.

Затронули на публичных слушаниях и другой, не менее наболевший вопрос по замене электросчетчиков. Покупка кабеля, нового электросчетчика и найм электрика – мероприятие дорогое. Потребителей интересует: за чей счет должна производиться замена?

Однозначный ответ на вопрос в ходе слушаний так и не был получен. А жительница села Шешенкара задается вопросом, почему в разных регионах по-разному осуществляется замена счетчиков:

- У меня в Семее живут родители, за замену счетчика они не платили: ни за кабель, ни за сам счетчик, не платили и электрику. А почему у нас в Карагандинской области за все надо платить?

Из этого же села многодетная мама спрашивает: законно ли требование контролера о переносе электросчетчика с одной стороны фасада на другую?

- Меня устраивает, где установлен электросчетчик сейчас, но контролер требует перенести его на другую сторону фасада, потому что ему так удобно. Теперь я должна вновь купить кабель, нанять электрика, чтобы счетчик переустановить. У меня пятеро детей и в семье работаю одна, - говорит многодетная мама из села Шешенкара.

Эти и другие вопросы руководство ТОО «Расчетный сервисный центр» обещало взять на контроль. Более того, на следующей неделе директор компании готов вновь встретиться с населением и обсудить все наболевшие проблемы.

А.Жумакаева

 

На фото Д.Торжанова: президиум встречи; вопрос от депутата А.Султангали; многодетная мать из с.Шешенкара.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?