Казахстанская внешняя политика: первый опыт и первые уроки


23.07.2021

16 декабря 1991 года Верховный Совет республики принял Закон о государственной независимости Казахстана. 

Тут же встал вопрос о реакции международного сообщества на эту акцию. Новое государство нуждалось в дипломатическом признании, без чего говорить о подлинной независимости было бы невозможно.

В то время я находился в Москве, оформляя свой нелегкий «развод» с союзным министерством. Нелегкий, потому что 18 лет, с первых дней своей трудовой деятельности, я провел в стенах МИДа на Смоленской площади. И по-человечески мне было трудно свыкнуться с мыслью, что отныне придется посещать это здание только по официальным поводам. Но наступила новая историческая эпоха, которая позволяла приложить силы и умение на благо Казахстана. Поэтому, преодолевая грусть от расставания со старыми знакомыми, я оформлял необходимые документы. Куда бы ни заходил, меня пытались отговорить: «Ничего из парада суверенитетов не получится. Все будут просить Россию представлять интересы республик на международной арене, ведь у нас сложившаяся инфраструктура, готовые кадры». Сильным аргументом в пользу невозвращения на родину должно было бы, по мнению моего бывшего руководства, стать предложение поехать в Хайфон (Вьетнам) в качестве генерального консула России. Но решение мною было принято твердое и бесповоротное, поэтому я отказался от этого лестного предложения.

В этих хлопотах меня застал телефонный звонок нового постоянного Представителя Казахстана в Москве К.Саудабаева. Он сообщил, что имеет поручение Президента прозондировать реакцию дипломатического корпуса на заявление Парламента республики о провозглашении Казахстана независимым государством и попросил помочь в этом новом для него деле.

Направив ноты в посольства зарубежных стран, мы на следующий день, сев в престижную по тем временам черную «Волгу», принялись посещать глав дипломатических миссий. Излишне говорить, что в тех условиях эти визиты стали для нас волнующим событием, ведь речь шла о международном признании Казахстана.

В итоге был подготовлен документ, адресованный Президенту Н.Назарбаеву. Содержание этого информационного материала, на мой взгляд, представляет большой интерес, поскольку со всей очевидностью свидетельствует о том, что Казахстан, став независимым, вступил в новый этап своего исторического развития. Эта информация отражает напряженную атмосферу в международном сообществе, связанную с распадом СССР. В то время Запад занимал противоречивую позицию: с одной стороны, выступал за установление единоличного контроля над ядерным оружием на территории бывшего СССР, с другой – проявлял сдержанное отношение к тому, чтобы именно Россия была правопреемником СССР в Совете Безопасности ООН.

Поэтому считаю возможным опубликовать ту первую дипломатическую депешу, направленную Главе нового государства:

"Президенту

Республики Казахстан

Н.А.Назарбаеву

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Во исполнение Вашего поручения 18 декабря были совершены визиты к послам Великобритании, Германии, Японии, Кореи, Ирана, а также временному поверенному в делах КНР (посол КНР прибыл в Москву, но не вручил верительных грамот). Основное содержание состоявшихся бесед сводится к следующему.

Посол Великобритании Р.Брейтвейт приветствовал провозглашение независимости Республики Казахстан. Он сказал, что Ваш визит в Англию имеет историческое значение. По его словам, этот визит – «первый крупный шаг», который кладет начало полнокровному развитию казахстанско-английских связей. По словам посла, английское правительство будет уделять первостепенное внимание связям с Казахстаном. В настоящее время в Казахстане уже находится представительная делегация «Бритиш Петролеум», ведущая переговоры по вопросам, связанным с разработкой нефтяных и газоконденсатного месторождений Карачаганак. При этом английская сторона исходит из того, что такое экономическое сотрудничество отвечает интересам обеих сторон. Посол Великобритании сообщил о том, что принципиальное решение западных государств относительно признания независимости Казахстана будет принято после выступления Дж.Бейкера на сессии Совета НАТО.

Английский посол проявил большой интерес к позиции Казахстана относительно статуса ядерного арсенала, размещенного на территории республики. Он выразил понимание Вашей позиции по этому вопросу.

Посол ФРГ К.Блёх также приветствовал провозглашение независимости Казахстана. Он подчеркнул, что в судьбе содружества наступает решающий момент – теперь все зависит от итогов Алма-Атинской встречи руководителей бывших республик Союза.

Посол ФРГ заострил внимание на проблеме ядерного оружия в нашей республике. Получив подробные разъяснения Вашей позиции по этому вопросу, собеседник заявил, что позиция Германии состоит в том, чтобы ядерное оружие не стало объектом распространения. В этой связи посол выразил согласие с Вашей точкой зрения, подчеркнув, что Казахстан и Германия придерживаются идентичных подходов. ФРГ, также как и Казахстан, считает, что необходимо единое командование над ракетно-ядерным потенциалом. Вместе с тем решение по его судьбе не может приниматься без участия руководителей тех республик, на территории которых размещено ядерное оружие.

Временный поверенный в делах КНР Чжан Чжэнъ подчеркнул, что незамедлительно передаст информацию о провозглашении независимости Казахстана высшему руководству Китая. Собеседник сообщил, что в Пекине в настоящее время рассматривается вопрос о том, какую позицию следует занять в связи с созданием СНГ, как строить отношения с новыми союзными государствами, в особенности с Казахстаном. При этом, по словам китайского дипломата, руководство КНР исходит из того, что Советский Союз прекратил свое существование. Независимость бывших субъектов Союза – это «необратимая историческая тенденция».

Чжан Чжэнь подчеркнул, что в Пекине считают Президента Казахстана «самым авторитетным деятелем на политической арене бывшего Союза». В Пекине, сказал собеседник, высоко оценивают то обстоятельство, что именно Казахстан является единственной республикой, где удалось сохранить социально-политическую стабильность. В Китае считают, что успеха в реформах можно достичь только в обстановке стабильности. В то же время реформы имеют своей главной целью поддержание стабильности внутри страны.

Чжан Чжэнь подчеркнул большое значение Вашего визита в Китай (речь идет о визите Н.Назарбаева в июле 1991 года – прим.). Благодаря этому визиту в казахстанско-китайских связях обозначился прорыв в направлении всестороннего развития сотрудничества в экономической и других сферах. В скором времени предстоит подписание первого межправительственного соглашения между Китаем и Казахстаном по торгово-экономическому сотрудничеству. По словам китайского дипломата, позитивные тенденции в двусторонних отношениях имеют место не только потому, что Казахстан и Китай – соседние государства, но и благодаря «дальновидности руководителей этих стран».

Чжан Чжэнь заявил, что в Пекине высоко оценивают позицию Казахстана по тайваньской проблеме. В Пекине воздают должное тому, что Вы проявили понимание официальной позиции Китая по Тайваню. Вместе с тем, касаясь предстоящей встречи, Чжан Чжэнь подчеркнул, что мимо внимания Пекина не прошли некоторые моменты, связанные с существующими разногласиями по целому ряду важных вопросов. В частности, эти разногласия сконцентрированы вокруг дискуссий о том, будет ли Содружество иметь какие-либо центральные координирующие органы, будет ли оно иметь форму государственности. В Пекине также обратили особое внимание на заявление Ельцина о том, что Россия является единственным правопреемником СССР на международной арене и хотела бы стать постоянным членом СБ ООН.

В связи с этим китайское руководство проявляет интерес к позиции Казахстана по этому вопросу. Китай также хотел бы иметь точное представление о статусе ядерного оружия на территории нашей республики в свете заявления Ельцина о том, что по этому вопросу Россия намерена провести отдельные переговоры с Казахстаном.

Посол Японии Эдамура заявил, что его страна уважает решение высшего органа народной власти Казахстана. В Японии хотели бы, чтобы процесс обретения независимости «шел беспрепятственно». Как подчеркнул посол, провозглашение независимости нашей республики «отвечает интересам самой истории». Посол обещал незамедлительно доложить информацию о независимости Казахстана в Токио для принятия соответствующего решения.

Посол Японии заявил о том, что его страна заинтересована в развитии сотрудничества с Казахстаном. Первый шаг в налаживании связей – предстоящая поездка японских специалистов в Казахстан с целью ознакомления с ситуацией в республике. Посол выразил уверенность, что деловые круги Японии сочтут необходимым вкладывать инвестиции в казахстанскую экономику. При этом Япония исходит из того, что экономическое сотрудничество с нашей республикой должно быть плодотворным для обеих сторон. По словам японского посла, следует учитывать то обстоятельство, что в японских капиталовложениях заинтересованы многие государства мира. Поэтому фактор выгоды для частного бизнеса Японии имеет первостепенное значение.

Посол Кореи Ро Мен Го сообщил, что он уже проинформировал свое правительство о провозглашении независимости Казахстана. По его словам, он в скором времени должен получить из Сеула соответствующие рекомендации относительно официальной позиции

Кореи в связи с объявлением нашей республикой своей независимости. Посол подчеркнул, что корейское правительство с большим вниманием ожидает итогов Алма-Атинской встречи. В Сеуле надеются, что, несмотря на обозначившиеся разногласия, руководители бывших республик Союза придут к единому пониманию будущего Содружества. От результатов этой встречи зависит дальнейшая позиция Кореи. Посол заявил, что отношения с Казахстаном де-факто развиваются вполне удовлетворительно. Что же касается отношений де-юре, то это вопрос времени. По мнению посла, корейское правительство должно выразить свое позитивное отношение к установлению официальных отношений с нашей республикой. По его словам, первой официальной миссией, направленной в бывшие республики Союза, будет представительство Кореи в Алма-Ате.

Посол Ирана Изали заявил, что Иран уважает решение Верховного Совета Казахстана. Посол особо остановился на характеристике ирано-казахстанских отношений. Он отметил исключительно важное значение Вашей встречи с Министром иностранных дел Ирана Велаяти. В развитие положений меморандума по итогам этой встречи иранская сторона приняла решение направить в Алма-Ату делегацию во главе с заместителем Министра нефтяной промышленности. Иран считает сотрудничество в сфере нефтяной промышленности приоритетным в отношениях с Казахстаном. Посол Ирана проявил акцентированный интерес к Вашей позиции относительно статуса ядерного оружия на территории республики. Получив соответствующие разъяснения, он подчеркнул, что в Иране ожидают итогов Алма-Атинской встречи, после чего Тегеран примет принципиальное решение по вопросу об установлении официальных отношений с Казахстаном.

Исходя из содержания проведенных бесед с иностранными послами и их высказываний, как представляется, можно сделать следующие выводы.

Провозглашение независимости Казахстана воспринимается за рубежом весьма позитивно. В то же время там считают, что будущее Содружества зависит от того, смогут ли руководители суверенных государств бывшего Союза достичь взаимопонимания по целому ряду вопросов. В числе главных вопросов – статус ядерного оружия на территории Казахстана. Послы западных стран выразили мнение своих правительств о том, что ядерное оружие, принадлежащее бывшему Союзу, должно находиться под единым контролем. В принципе такое понимание не расходится с Вашей позицией по вопросу о ядерном оружии. Однако, судя по некоторым замечаниям послов, заявление Украины и Белоруссии о том, что они являются безъядерными государствами, создало на Западе впечатление, что проблема ядерного оружия обретает новые контуры. Указанные республики, как полагают за рубежом, фактически согласились с требованием России на единоличное обладание ядерным потенциалом. Поэтому на Западе полагают, что дискуссии между Россией и Казахстаном могут осложнить процесс достижения договоренности относительно будущего Союза.

Кроме того, за рубежом учитывают и то обстоятельство, что между бывшими республиками сохраняются существенные разногласия по самой сути Содружества, будет ли оно Содружеством действительно независимых государств или же потребуется создание координирующих органов.

Обратило на себя внимание, что в дипкорпусе обеспокоены и отсутствием ясности по такому важному вопросу, как правопреемственность в сфере внешней политики. Заявление Ельцина о претензиях России на место в СБ ООН воспринято на Западе с известной долей скептицизма. В то же время Ваша позиция о представительстве всего Содружества в ООН, судя по реакции послов, гораздо в большей степени отвечает интересам мирового сообщества. Зарубежные послы не скрывали своих сомнений относительно возможности достижения конкретных договоренностей в АлмаАте. Похоже на то, что на Западе решили занять выжидательную позицию. Официальное признание бывших республик ставится в прямую зависимость от итогов встречи в Алма-Ате.".

Касым-Жомарт ТОКАЕВ

Президент Республики Казахстан

(Из книги «100 рассказов

о Независимости»)



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?