Загадка на вершине сопки


23.07.2021

Ученые раскрыли тайну знака Тимура в Улытау.

Когда вышла в свет статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», группа карагандинских ученых решила провести междисциплинарное исследование. Стали думать, какой объект для него выбрать. Вариантов было два: Кызылкентский дворец в Каркаралинске и знак Тимура в Улытау. Решили остановиться на втором.

Великие горы имели сакральное значение для кочевников. Они считались местом силы и эпицентром цивилизации номадов. Здесь располагались ставки казахских ханов. А в XIV веке через Улытау пролегал путь армии хромого Тимура, который шел войной на Золотую Орду.

Первое упоминание об этом походе встречается в персидском труде XV века «Зафар-наме», что переводится как «Книга побед». В ней сказано, что воины Тимура шли по пустыне и, обессилев, сделали привал в горах Улытау. Это было в апреле 1391 года. Великий полководец поднялся на сопку Алтыншокы, высота которой чуть больше 400 м, и окинул взглядом открывшуюся перед ним зеленую долину с узкой полоской реки и обилием дичи. Голодному и уставшему войску это место показалось раем.

В «Зафар-наме» написано, что Тимур находился на сопке целый день, а потом отдал приказ, чтобы каждый из его воинов принес сюда по одному камню. По разным данным, их было от 200 до 300 тыс. человек. Из камней на возвышенности соорудили огромный курганообразный очаг и развели костер. Его предназначение до сих пор вызывает споры среди ученых.

А потом полководец приказал своим каменотесам сделать памятную надпись на глыбе, которая то ли лежала рядом, то ли ее выдолбили из скалы. Текст состоял из 11 строк. Три из них были на арабском – это аяты из Корана, и восемь – на чагатайском языке. В них говорилось о том, что в год Овцы султан Турана Тимур-бек совершил поход против хана Золотой Орды Тохтамыша. Эту надпись в 1935 году открыл выдаю¬щийся геолог первый казахский академик Каныш Сатпаев.

– Почему надпись на камне на двух языках? Она отражает синкретизм той эпохи, – рассуждает доктор исторических наук, профессор Карагандинского университета им.Е.Букетова Рымбек Жумашев. – Амир Тимур происходил из монгольского рода барлас, представители которого изначально были язычниками. Но, живя в окрестностях Самарканда, они подвергались отюречиванию и, скажем так, мусульманизации. Надо добавить, что в юности Тимур поставил перед собой цель – возродить империю Чингисхана. Это ему почти удалось. Единственное – Тимур не пошел войной на Русь.

Но вернемся к камню. Этот артефакт, который с подачи Каныша Сатпаева стали называть «Карсакпайская надпись Тамерлана», отправили на изучение и экспозицию в санкт-петербургский Эрмитаж. Там он находится до сих пор, а в Улытау, на сопке Алтыншокы, в 1991 году установлена копия.

– Именно Каныш Сатпаев сделал предположение, что на огромном костре люди Тимура плавили свинец, – продолжает профессор. – Мы, проводя междисциплинарное исследование, решили выяснить, так ли это на самом деле. Трижды ездили в горы Улытау, первый раз – в 2017 году. Взяли образцы шлака, который до сих пор встречается на сопке Алтыншокы, и передали их в химическую лабораторию нашего университета. Специалисты провели химико-технологический анализ, но следов металла не обнаружили.

Карагандинские ученые отправили образцы обожженного базальта, собранные на сопке Алтыншокы, на радиоуглеродный анализ в Институт ядерной физики в Венгрии. Там ученые извлекли из пор оштлакованной породы частички таволги – кустарника, который семь веков назад использовали для разжигания костра. Они установили, что возраст кусочков топлива совпадает со временем военного похода хромого Тимура.

– Был сделан вывод, что костер, разведенный по приказу Тимура, был не металлургическим, а теплотехническим сооружением для совершения ритуального действия, – резюмирует Рымбек Жумашев. – Дело в том, что у монголов еще со времен Чингисхана существовал языческий обычай поклонения горе. Взбираясь на нее, они обязательно жгли ритуальный костер. Он символизировал надежду на успешный исход дела. В случае Тимура – на победу в войне против хана Тохтамыша.

Как мы знаем, Золотая Орда покорилась Тамерлану.

Вся информация представлена в книге «Знак Тимура на сопке Алтыншокы». В ней собраны статьи на трех языках авторов из Карагандинского университета им.Е.Букетова, Жезказганского университета им.О.Байконурова, Сарыаркинского археологического института, Самаркандского государственного университета, Института археологии им.А.Маргулана, а также Университета Аризоны. Издание вышло в Караганде и есть в библиотеках Карагандинской области.

«В исторической сущности памятника проявился синкретизм, сложившийся в ритуально-культовом пространстве народов Центральной Азии, в котором уживались и, надо сказать, до сих пор уживаются доисламские верования и ислам, – пишет в книге кандидат исторических наук, профессор Жезказганского университета Турганбек Алланиязов. – Три главных составных элемента комплекса Алтыншокы – это курган, огонь, камень с надписью – оказались «вписанными» волею Амира Тимура в пространство Улытау. Он действительно оставил загадку на вершине сопки».

Авторы подарили свою книгу Национальному историко-культурному и природному музею-заповеднику «Улытау». А в 2020 году подали заявку на получение премии им.Чокана Валиханова Министерства образования и науки в области гуманитарных наук. За победу боролись 12 кандидатов со всего Казахстана. В итоге конкурсная комиссия присудила премию группе карагандинских ученых. Исследования будут продолжены. Планируется и переиздание книги о знаке Тимура с расширенными сведениями о языческом обычае поклонения родовой горе.

(«Казахстанская правда», 22.06.2021г.)



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?