Как писатель Михаил Пришвин изучал Сарыарку образца 1909 года


03.04.2021

(Окончание. Начало в №10).

 

20 сентября почетного кочевника проводил в Баянаул Архарбай, родственник каркаралинского возчика Исхака (Исака). По дороге видели 2 арбы на быках, потом могилу Шоша-бент. Высились Кызылтау. В стороне остались гордые горы Калмак корган («Смерть калмыкам»).

21 сентября писатель встретил обоз кочующих степняков. Мужчина ехал впереди на корове. За ним арба, прикрытая кошмой. Потом женщина на лошади, еще женщина в арбе. В корзинах по бокам верблюда лежали маленькие дети. Еще два верблюда тащили арбу с более взрослыми ребятами. Вокруг каравана группировался весь аульный скот.

К вечеру прибыли в Баянаул, где вокруг озера толкались горы, как синие подушки.

6 сентября М.М.Пришвин принимает участие в сборе юрты. Собрали ее очень быстро, всего за 45 минут. Один человек держал круговые ребра (кереге) крепления. Другие вставляли купольные жерди. Затем низ обставили циновкой из чия. Каркас обтянули кошмой. Самый верх (шанырак) тоже закрыли кошемным пологом.

В конструировании юрт казахские умельцы достигли большого искусства. По рассказу Х.Бижанова, в Северном Прибалхашье есть хозяева, которые круглый год проводят в юрте. На зиму свой войлочный домик они укрепляют и утепляют. Скот пасется поблизости под наблюдением семьи, лучше питается.

Иногда ночью скот охраняют молодые девушки. Чтобы не заснуть, они поют песни. «Каркаралинский уезд, самый лучший для скотоводства, называется «арка», что значит «хребет земли», «пуп земли».

Приводимые данные взяты из книги М.М.Пришвина «Ранний дневник», раздел «Путешествие из Павлодара в Каркаралинск», СПб, 2007, с 471-580. Из-за неразборчивого почерка писателя текст наполнен ошибками в части правописания казахских имен, названий предметов быта и географических объектов. В конце дневника даны комментарии к Указателю имен, где Акаев и Уткин классифицированы как … переселенцы из России!?

Национальные блюда.

М.М.Пришвин отмечает исключительное гостеприимство степных жителей. Обязательно зарежут барана или лошадь. Если в Степи проезжий по соседству разбивает палатку, то его приглашают на «ерулик». Не только угощают, но и подносят подарки в виде животных.

В ауле Х.Акаева ежедневно доились 40 кобылиц, выпивалось 20 литров кумыса, съедались две скотины. Хозяин аула ужинал вместе с семьей, детьми и табунщиками. Он сам разливал гостям кумыс из деревянной чаши большой деревянной ложкой. Когда подали чай, появилась царская карамель, красные жамки, кондитерское печенье.

Кроме традиционного бешбармака, когда М.М.Пришвину вручили ухо, как символ лучшего слуха, еще были куырдак и блюда из печени. Гостям подавали острые ножички для очистки костей. Отдельно потрошили голову и угощали почетного гостя.

Из молока готовили разнообразную снедь:

- курт – «камешки» кислого вкуса из бараньего молока;

- ырымшик – желтые горошины из вареного молока;

- сарымай – масло коровье;

- куйрык – масло баранье;

- айран – кислое молоко, как простокваша;

- катык – тот же айран, но более густой и жирный.

Определенные трудности испытывали жители Степи с хлебом. Пшеницу сеяли, в основном, на реке Токрау и ее притоках. Посевные площади орошались тоганами (арыками). Урожай составлял сам – пять, сам - десять. Готовили акбидай – жареную на сале пшеницу. На Токрау было несколько мельниц. Из муки приготовляли баурсаки – жареные в сале пончики.

Детали быта.

Одежда. Молодуха в белом платке. Значит, первый год замужем. Потом наденет, как другие, белый головной убор кимешек. В других местах этот убор называют джаулык. Девушки украшают косы монетками.

Охотник Кали ходил в стеганом бешмете. Самого Пришвина на охоту снарядили так: горностаевый бешмет, сверху халат, сапоги (саптама етык), пояс с нагайкой.

В аулах носят цветные шаровары, халаты, малахаи.

Ремесла. М.М.Пришвин отметил местные изделия из шерсти. Для получения шерсти баранов стригут два раза – в июне и в сентябре. Затем из шерсти делают кошмы. Избыток шерсти продают на Кояндинской ярмарке, откуда ее переправляют в Петропавловск. Из конского волоса плетут веревки.

Споры. Все разногласия решает судья, зажиточный, справедливый аксакал. Если его приговор несправедлив, он получает титул боксакала (говенная голова). В иных случаях имеет место самостоятельное разрешение спора. Обе стороны начинают угонять друг у друга скот, возникает барымта. Тогда вмешиваются уездные власти.

Поверья. В горах Бектау ата есть пещера Аулие (святая пещера) с родниковой водой. Бесплодные женщины проводят здесь ночь в молитве. Если отец совершил хадж в Мекку, то его дочери-невесты могут красить ногти красным.

Приснилось богатство – будешь богат.

Если звезда Шолпан (Венера) опускается низко, зима будет холодная, если быстро поднимается кверху, зима будет хорошая. Другие названия звезд: Есек-Корган (гибель ослов), Темир-Казык (железный пол), Кус жол (птичий путь). Бытует поверье о Большой Медведице и семи ворах.

Охота. Главным трофеем считается тигр из камышей Балхаша и Чу. За его шкуру дают до 50 руб. Молодых тигрят загоняют до усталости, пришпиливают вилами, завертывают в кошму.

Охота с беркутом собирает 10-15 человек. Пришвин описывает способы поимок орлов, их воспитание, содержание. Те истребляют волков, добывают лис и зайцев. Держат ястребов и соколов.

На дроф охотятся на верблюде, которого осторожные птицы подпускают довольно близко.

Охоте на архаров вместе с охотником Кали отведено ведущее место в дневнике:

«Архары лежат головами в разные стороны. На самом высоком месте стоит сторож. Если хорошие собаки, их гонят на скалы, и они оттуда смотрят вниз, а охотника не замечают… Когда лежат, то можно только раз высунуть голову для выстрела, два раза взглянуть не дадут» 11.

Пословицы и поговорки. М.М.Пришвин считал их важной частью народного фольклора. На страницах дневника они встречаются неоднократно. Записаны 8 сентября семь изречений, 10 сентября – три, 12 – одно. Информаторами писателя были охотники и проводники Кали и Токмет. Одна из записанных Пришвиным пословиц говорит:

«Если товарищ твой кривой, старайся поджимать глаз, чтобы быть с ним под пару».

Стремление постичь культуру степного народа, осмыслить этот своеобразный мир доминирует на страницах дневника М.М.Пришвина. В ткань переживаний писателя вплетены имена семипалатинских знатоков Степи. Среди них художник В.Н.Белослюдов (1883-1916), отметившийся посещением Каркаралов фотограф Резниченко. Пришвин наметил знакомство с членами СП ЗСО ИРГО и его заведующим Д.Н.Троицким. Однако петербуржец в Семипалатинск не попал.

Тем не менее, семипалатинские краеведы М.М.Пришвина не забыли. В Семипалатинском историко-краеведческом музее хранится подлинник письма М.М.Пришвина в Семипалатинский подотдел за 26 февраля 1910 года.

«М.Г.! В ответ на Ваш запрос от 23 января 1910 года имею честь сообщить, что этнографическую статью о киргизах Каркаралинского уезда я могу написать лишь после окончания предпринятого мною художественного описания края, печатание которого начнется в мае в «Русской мысли». С глубоким уважением, М.Пришвин».

В самом Каркаралинске пребывание М.М.Пришвина и его творчество пропагандировал учитель П.П.Белдыцкий. Экономист С.М.Фрейденберг (1904-1985) сообщил мне: «В 1926-1928 годы жил в Каркаралах. Вечерами у Августы Андреевны и Павла Петровича Белдыцких собирались на чашку чая. Сам хозяин был прекрасным знатоком мировой литературы. Как раз в журнале «Новый мир» (?) печатался роман М.М.Пришвина «Кащеева цепь». Возник спор о его литературной ценности. Тут и выяснилось давнишнее знакомство Пришвина и Белдыцкого. Белдыцкий предложил сходить и показать дом, где останавливался автор романа в 1909 году».

М.М.Пришвин создал несколько статей и очерков, где нашли отражение этнографические материалы из жизни казахов Сары-Арки – «Черный Араб», «Адам и Ева», «У Чертова озера», «Соленое озеро», «Архары», «Орел», «Медвежья шуба». Семипалатинцы об этом знали, дорожили именем писателя, бывшего одно время членом-сотрудником Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО.

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)

 

Примечание.

11. Пришвин М.М. Путешествие из Павлодара в Каркаралинск. «Простор», 1975, №1, с.95.



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Свежий
номер
газеты
.pdf
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?