- События
- Рубрики
- С юбилеем, "районка"!
- Президентские реформы в действии
- Год ребёнка
- Елбасы
- Перепись населения
- 30 лет независимости Казахстана
- COVID
- За строкой послания
- В акимате района
- Казахстанцы на пути к успеху
- Патриотическое воспитание
- Государственный язык – мой язык
- Государственные услуги
- Воспитание законом
- Работают ИПГ
- Дела ветеранские
- Человек труда
- Будьте здоровы
- К сведению населения
- Из жизни школы
- Вести из села
- АПК и бизнес
- Рухани жаңғыру
- Никто не забыт - ничто не забыто
- Biz birgemiz
- Официально
- Развитие предпринимательства
- ВЫБОРЫ
- Религия
- Борьба с коррупцией
- Новости района
- Истории успеха
- Ещё
Трехструнная домбра Абая
22.08.2020
История одного предмета
В музее Абая в г.Семей хранятся три домбры великого поэта. Как известно, традиционная казахская домбра имеет две струны, а тумар-домбра Абая - три.
Форма музыкального инструмента отличается от привычной для нас домбры. Абаевская домбра плоская и, как тумар, треугольная, гриф у нее достаточно толстый. Но главное отличие - это три струны. Струны и перне (перевязи ладов) на домбрах, которые хранятся в музее под стеклом, настоящие жильные.
Специалисты по музыке говорят, что настраивается трехструнная домбра квартово-квинтовым строем. На первой струне звучал мелодичный голос, на 2-й и 3-й - бурбонное, протяжное сопровождение. При этом техника игры, как описывают в источниках, была такой же, как и на сарыаркинской домбре-шертпе, то есть щипком струн и изредка ударом.
До наших дней дошли 36 песен Абая. И многие из произведений известны в нескольких вариациях. В те времена музыкальной письменности в народе еще не было и каждый исполнитель привносил свое прочтение мелодии той или иной песни.
Все песни Абая разножанровые, синтез авторского и народного творчества. в основном это были лирические песни. Это такие, как “Айттым сәлем, Қаламқас”, “Көзімнің қарасы”, “Мен көрдім ұзын қайың құлағанын” и другие. Поэт также пел об одиночестве и тяжелой доле народа.
Абай самостоятельно изучил русский язык, познакомился с поэзией Пушкина, Лермонтова, баснями Крылова.
Нам известны абаевские произведения “Письмо Татьяны”, “Ответ Онегина”, “Монолог Ленского”, которые исполнялись на один мотив - такова была традиция тех времен. Однако вариантов мелодий существует много.
До наших дней также дошли и три кюя Абая, сохранившиеся благодаря исполнительскому таланту его сына Акылбая и внука Исраила. Это кюи “Май түні“, “Торы жорға”, “Абай желдірмесі“. Трехголосие этих кюев подтверждает наличие в казахской музыке 3-х- струнной абаевской домбры.
Подготовила А.Жумакаева