taza-kaz

Золотое наследство Таттимбета


28.07.2023

(Окончание. Начало в №28)

 

Первый документ датирован 6 июня 1856 года и адресован генерал-губернатору Западной Сибири Г.Х.Гасфорду.

Желая заняться разведыванием и разработкой золотоносных россыпей, а также отысканием и добычей руд других металлов на землях, занимаемых сибирскими киргизами, я имею честь покорнейше просить Ваше Высочество снабдить меня на представляемом при сем листе гербовой бумаги 90 коп. достоинства предварительным разрешением на таковые промыслы для исходатайствования согласно 2432 и 2443 статей Свода законов, т. УП Устава горного и высочайше утвержденного положения Сибирского комитета 19 мая 1854 года дозволительного свидетельства Министерства финансов. К сему прошению сотник Таттимбет Казангапов приложил именную печать.

К прошению приложена служебная справка от 12 июня 1856 года.

Бий Каркаралинского округа Нурбике-Шаншаровской волости Таттимбет Казангапов на службе в настоящее время не состоит.

Можно предположить, что записка Таттимбета на имя генерал-губернатора Г.Х.Гасфорда вызвала некоторые размышления у последнего. Десятилетием ранее, 16 декабря 1847 года, хорошо известный в Степи султан Чингиз Валиханов подавал подобное заявление об открытии рудного месторождения и его разработке. Просьба степного магната была отклонена петербургскими чиновниками.

Однако с тех пор законы Российской империи в части горного дела изменились. Г.Х.Гасфорд разрешает составить обстоятельное письмо. Второй документ, датированный 13 июля 1856 года, отправлен в Санкт-Петербург на имя министра финансов.

Каркаралинского округа области Сибирских киргизов, Нурбике-Шаншаровской волости бий, сотник Таттимбет Казангапов просит разрешить ему разведку и разработку золотоносных россыпей, а также отыскание и добычу руд других металлов на землях Сибирских киргизов.

Так как по сим высочайше утвержденного 12 мая 1854 года положения Сибирского комитета почетные киргизы могут производить золотой и рудный промысел в Киргизской степи, и Казангапов на службе не состоит, то найдя с сей стороны препятствия к дозволению сотнику Казангапову отыскивать, разведывать и разрабатывать золотоносные россыпи, а также отыскивать и добывать руды других металлов в Киргизской степи, я, согласно 2069, 2345 и 2432 статьям Устава горного, имею честь покорнейше испрашивать разрешения Вашего Высокопревосходительства на выдачу Казангапову дозволительного свидетельства на производство золоторудного промысла в Киргизской степи.

В столице письмо из Сибири попало в Департамент горных и соляных дел, в отделение частных золотых промыслов. 13 августа 1856 года в Главное управление Западной Сибири отправлен ответ за подписью товарища (заместителя) министра финансов.

На отношение Вашего Превосходительства от 13 июля имею честь Вас, Милостивый государь, уведомить, что к выдаче киргизскому бию, сотнику Таттимбету Казангапову дозволительного свидетельства на производство золоторудного промысла в Киргизской степи со стороны Министерства финансов препятствий не встречается.

Следующие три документа – переписка чиновников Главного управления Западной Сибири, военного генерал-губернатора и чиновников Алтайских горных заводов. Выдать дозволительное свидетельство имеет право только канцелярия главного начальника Алтайских горных заводов, которая и концентрирует в своих руках все необходимые документы. Наибольший интерес для уточнения биографии Таттимбета представляет собой письмо военного губернатора области Сибирских киргизов майора фон Фридрихса от 10 января 1857 года.

По званию председательствующего в Совете Главного управления Западной Сибири от 5 октября 1856 года за № 980 при этом сообщаем Вам надлежащие сведения о сотнике Таттимбете Казангапове, изъявившем желание заняться в Киргизской степи разведыванием золотоносных россыпей.

Вследствие чего имею честь сообщить, что сотник Таттимбет Казангапов пользуется по званию своему личным дворянством, но в купеческую гильдию не приписан. Был управителем Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского округа с 20 января 1842 года по 25 января 1854 года, уволен с этой должности по домашним обстоятельствам вследствие просьбы, поданной в приказ 29 июля 1853 года, под судом и следствием не был и не состоит.

Наконец, 28 февраля 1857 года начальник Алтайских горных заводов принимает окончательное решение о выдаче Таттимбету Казангапову дозволительного свидетельства за № 89 на производство «золотого промысла». 11 марта этого же года дело Т.Казангапова было прекращено и 25 октября 1860 года сдано в архив.

Опубликованные документы поистине бесценны. Они подтверждают надёжность сохранившихся народных преданий о Таттимбете - золотоискателе. А есть ли ещё какие-либо свидетельства о поисках благородного металла на просторах Сарыарки? Оказывается, есть, и их довольно много.

Казахстанские исследователи установили, что с золотоносным качеством связаны топонимы от слова «алтын»: Алтынсу, Алтынтай, Алтынкудык, Алтынтау, Алтынсай и другие.

В письме от 20 июля 1969 года каркаралинский казак Николай Антонович Блощицин написал:

О каркаралинском золоте давно ходили легенды. Местный житель Поляков даже шахту рыл. Ездил в Петербург с найденным ценным камнем. Там ему сказали, что камень – простая порода. Долго мы, мальчишки, в его шахте ловили лягушек. Наверное, теперь от неё осталась яма.

Сообщение старожила подтверждается документально. 2 апреля 1894 года Томское горное управление выдало уряднику Каркаралинской станицы С.Г.Полякову дозволительное свидетельство на поиски и разработку золотосодержащих россыпей и коренных месторождений золота в Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областях. Такое же свидетельство имел ещё один каркаралинец – мещанин Г.Д.Бекметов. Однако более всего преуспел в поисках драгоценного металла С.А.Попов. Потомственный почётный гражданин Российской империи считал, что признаки золота встречаются в окрестностях Каркаралинска повсеместно. 10 июля 1889 года он сделал заявку на разведку в урочище Кзылтас, затем – в горах Бугылы, что в трёх верстах на запад от Каркаралинска. В документах предполагаемое месторождение в Бугылы фигурирует как «Нирвала». Ещё в одной заявке – на разведку в окрестностях Мухтарова ключа в 2-х верстах к юго-западу от Каркаралинска – упоминается «Хронос».

Наиболее реально выглядели попытки австрийского подданного А.И.Мурания и титулярного советника Л.Ф.Граумана, которые обратились в Каркаралинское уездное правление с проектом на разработку месторождения Коктас-Жартас (родника Киюк-булак) в Кувской волости. Заявители предполагали, что по ключу Караояз встречается золото в коренных породах. Проект получил одобрение, и горный инженер Л.Ф.Грауман создал «Товарищество Горных Промыслов в Киргизской степи». 24 ноября 1887 года «Товариществом» было получено разрешение на разработку «золотосодержащей местности Шоптыколь». В урочище Жартас-карасу заработал прииск, названный Свято-Макаровским, на котором в 1887 году добыто 1 пуд 12 фунтов золота. На прииске работали 12 человек, из них 2 – служащие. Имелась опытная установка по дроблению кварца. Уже на следующий год добыча стала падать, и через 2 года рудник закрыли.

Леопольд Фердинандович Грауман уехал из Каркаралинска, в 1890-ые годы работал в Сибири (главный управляющий «Лензото», собственника Ленских золотых приисков) и на Алтае (председатель правления «Золоторосс»), был крупнейшим специалистом в России по разработке золотоносных пород.

В 20-30 годы XX столетия Каркаралинск часто навещал геолог М.П.Русаков. Известна его статья «Золото в казахстанской степи и пути его изыскания». В ней он пишет, что ранее к северо-западу от Каркаралинска по реке Жырымсу велась промывка песков. Проходили шурфы в русле Каркаралинке и впадающих в неё ручьёв. Золото встречалось в жилах кварца и в песках, продуктах разрушения гранитов.

М.П.Русаков указывает, что на родине Таттимбета, в горах Мыржык разведки дали положительные результаты. По логам Акбулак и Узунбулак нашли коренную жилу кварца со следами золота. Русаков писал:

Тысячи кварцевых жил казахской степи ждут геолога и разведчика. При известных успехах опробования объекты работ на золото обещают быть весьма значительными.

Интерес к золоту проявляли иностранные предприниматели. В местечке Актас, что по дороге из Караганды в Каркаралинск, недалеко от впадения Ащису в Нуру, английские геологи нашли 5 кварцевых золотосодержащих жил длиною до 1000 м и шириною до 25 м. Урочища Актас и Алтынкудук также разведывали иностранные геологи и нашли следы золота.

В Бухар-Жырауском районе два богатых золотоносной породой участка – Алтынсу у горы Шешенкара и Өткелсіз у озера Ботакара. Одно время здесь пытались вести добычу золота. Золотом славится Майозек. Месторождение законсервировано и является ресурсом АО «ГМК Казахалтын».

1983-2023.

Юрий Попов,

краевед

г.Санкт-Петербург (Россия)



Вернуться назад

Прямая линия 8 72154 21885 8 72154 21773
Нам
отвечают
Архив
номеров

Опрос

Какая проблема района волнует Вас больше всего?